Это очень важный аспект успешности не только в профессиональном, социальном, но и в личностном восприятия себя, понимании своего места в системах «я - другие люди», «я - профессия».
Дисциплина «Профессиональное самоопределение» нашла свое место в учебном плане современных образовательных учреждений и активно поощряется государством, так как кадровый вопрос остро стоит в повестке сегодняшнего дня.
Существуют различные учебно-методические пособия, программы, помогающие в вопросе организации уроков или занятий по профориентации, но мы хотели бы поделиться своим опытом. Для четкого понимания, как это сделать эффективно и действительно помочь нашим обучающимся в выборе профессии, мы отталкивались от важных психологических аспектов возрастного развития личности. И первый вопрос, на который необходимо было дать ответ: способен ли современный четырнадцатилетний подросток сделать осознанный профессиональный выбор? Ответ оказался неутешительным - конечно, нет! Не способен, не может проанализировать различные варианты этого выбора, ему не хватает знаний о профессиях, в конце концов это ему скучно и неинтересно. Задача, поставленная перед нами, заключалась в том, чтобы сделать уроки интересными, необычными, дающими возможность ребятам больше высказывать свое мнение, спорить, доказывая право на это мнение, и даже совершать ошибки.
В итоге курс «Твоя профессиональная карьера» в рамках профессионального самоопределения базируется в первую очередь на психологии выбора, точнее, на умении делать выбор не спонтанно, а осознанно и, главное, нести ответственность за него. Это помогает обучающимся в дальнейшем более серьезно подходить к выбору профильных дисциплин, выбираемых для сдачи экзаменов как в девятом, так и в одиннадцатом классах.
Предпрофильная подготовка в системе педагогической, психологической, информационно-организационной поддержки обучающихся способствует эффективному и вполне осознанному выбору подростков в рамках профессионального самоопределения, принятию правильного решения при выборе учебного заведения и будущей профессии. Регулярные встречи с выпускниками нашей школы лишь подтверждают правильность такой стратегии.
В чем же заключается принцип организации учебного процесса? Прежде всего это различные типы уроков, отличные от общепринятых стандартных предметных занятий. В них входят диагностические, что очень нравится ребятам, деловые и ролевые игры, тренинги, исследовательская, проектная деятельность, и все это в рамках еженедельного проведения уроков. Можно подчеркнуть, что именно эта регулярность формирует у обучающихся потребность в знаниях о себе («Кто я?»). Выбираемые способы взаимодействия в школьном коллективе, выстраивание дружеских отношений и возможные трудности, возникающие в этих отношениях, умение ставить долгосрочные цели и находить способы их достижения («Что я хочу и могу?»), осознавая при этом главное, что сегодня учеба их основной труд, которым они занимаются профессионально и за который они могут получать «оплату» в виде оценок и поощрений от родителей. Это совсем иной подход к формированию и удерживанию учебной мотивации на хорошем уровне в сложный пубертатный период, когда все методы увещевания о том, что необходимо хорошо учиться, оказываются тщетными.
Конечно, немаловажным является информирование обучающихся о современном рынке труда, его потребностях в тех или иных специалистах, дальнейшей перспективности выбираемой профессии в связи с его динамичностью и изменяемостью, возможных ошибках в осуществлении профессионального выбора и своевременной работе над ошибками.
Основной целью занятий по профессиональному самоопределению мы ставим правдивый рассказ о технологии выбора и ответственности за него, которую каждый несет сам, этических рамках профессий с учетом прагматизма, свойственного современному человеку. Все это обсуждается совместно с подростками в тесном контакте, и достаточно часто они анализируют ошибки своих родных, близких людей, осознавая своеобразную трагичность их неуспешности в профессиональной деятельности и карьерном росте.
Стоит отметить очень важный момент: родители принимают участие в этом процессе. Наиболее информативные диагностики инкогнито обсуждаются на родительских собраниях, и те, кто проявляет интерес к выбору своих детей, уже приходят на индивидуальную консультацию к специалисту.
Активность и эмоциональность обучающихся, проявляющиеся в ходе занятий, позволяют им по-новому увидеть и самих себя, и своих одноклассников. Групповая работа способствует умению делать коллективный выбор без ущемления интересов каждого участника, и все это происходит в контролируемой и безопасной ситуации, а получаемый опыт ребята легко переносят в реальную жизнь. А мы знаем, что, если мы научим наших детей не бояться делать любой выбор, они будут уверены в его правильности, а выбранная профессия - долго оставаться интересной и привлекательной, востребованной и нужной обществу.

Наталья МАГОНОВА,
педагог-психолог Школы Новокосино