Социализация и ориентация в будущем, после окончания школы, для воспитанников СКОШИ №31 важнейшие задачи, решение которых ученики находят вместе со своими педагогами. Очень важно, чтобы каждый из выпускников смог найти свое место в обществе и любимое дело. Выбор профессии, определение своей дороги в жизни, ведущей в будущее, часто бывает сложным для взрослых, что же говорить о 15‑летних ребятах, которые еще сидят за школьной партой. Необходимо отметить, что в наше время существует большое количество учебных центров, а также проектов и программ, которые позволяют школьникам стать ближе к одному из самых важных выборов в жизни.
Профориентация школьников - это планомерная и ежегодная работа в данном направлении всех специалистов, сочетание урочной и внеурочной деятельности учащихся.
Профориентационная работа в школе ведется в нескольких направлениях:
- просветительное - тематические занятия и встречи со специалистами, информационные стенды, экскурсии, дни открытых дверей в колледжах и институтах, страница о профориентации на сайте школы;
- консультативное - групповая и индивидуальная работа психологов и педагогов с детьми и их родителями, специальные занятия в школьном семейном ресурсном объединении «Взаимодействие»;
- практико-ориентированное - деловые игры, участие в конкурсах («Абилимпикс», «Навыки умелых», «В будущее с уверенностью!») и проектах («Сто дорог - одна твоя», «Территория возможностей»);
- творческое - участие в фестивалях, выставках и конкурсах по декоративно-прикладному мастерству, изобразительному искусству, фото;
- аналитическое - сбор и анализ данных о поступивших на следующие ступени образования учениках.
В нашей школе всегда большое внимание уделялось индивидуальным особенностям детей и их склонностям. В школе созданы все условия для развития и самоопределения воспитанников, действует несколько мастерских по разным направлениям подготовки учащихся по технологии:
- столярно-слесарная;
- швейная;
- цветоводство и флористика;
- декоративно-прикладное твор­чество;
- изобразительное искусство и МХК.
В школе организована внеурочная деятельность по 11 направлениям. Активно развиваются спортивные секции, учитывающие особенности наших детей: шахматы и шашки, настольный теннис, футбол и флорбол, бочча, фехтование. Наши учащиеся занимают призовые места на многих соревнованиях различного уровня, а после окончания школы спорт сопровождает ребят всю жизнь, а некоторые занимаются им профессионально. Для тех, кто больше интересуется музыкой и театром, есть кружки творческие: арт-терапия, студия сценического мастерства «Лучики», студия любителей музыки и вокала, хореографии на колясках. Участники этих студий постоянно становятся победителями творческих фестивалей и конкурсов, участвуют в городских театральных проектах и даже снимались в кино. Во время режима самоизоляции ярко проявилось творчество детей в подготовке актуальных тематических видеороликов, а некоторые увлеклись блогерством.
Уже несколько лет в Москве развивается проект «Территория возможностей», в рамках которого существует специальная программа дополнительного образования для учащихся с ОВЗ «Профессиональное обучение без границ». Благодаря этому уникальному спецпроекту школьники могут освоить одну из востребованных рабочих специальностей колледжа и получить свидетельство о присвоении квалификации.
С 2017 года в нашей школе появился класс с углубленным технологическим обучением для учащихся с тяжелыми и множественными нарушениями, что дало возможность не только уделить больше внимания вопросам предпрофильного обучения и профориентации детей, но и расширить и углубить знания детей по другим предметам.
Близкое сотрудничество нашей школы с колледжами и знакомство с программой «Профессиональное обучение без границ» начались в прошлом учебном году со знакомства выпускников экспериментального класса с направлением «Рабочий зеленого хозяйства» в колледже малого бизнеса №4. Некоторые ребята затем продолжили обучение именно по данному направлению. А также в колледже второй год оказывают содействие в подготовке наших учащихся к участию в чемпионате «Абилимпикс» по компетенции «Флористика».
В этом учебном году учащиеся сразу нескольких 9‑х классов приступили к занятиям в рамках городского проекта «Профессиональное обучение без границ» в колледже индустрии гостеприимства и менеджмента №23 по направлениям «Оператор ЭВМ» «Озеленение», «Швейное дело». Реализация проекта предполагает тесное сотрудничество и активное участие педагогов школ и мастеров производственного обучения профессиональных образовательных организаций.
На протяжении всего учебного года ребята посещают дополнительные занятия в колледже. Благодаря этому проекту каждый школьник сможет понять, нравится ли выбранная профессия, желает ли он дальше совершенствоваться в данном направлении или ему следует попробовать себя в новой области. Приобретенные знания и навыки ребята смогут применить на практике, получив возможность успешно продолжить обучение в колледже. Обучающиеся, которые освоят все модули программы, продемонстрируют свои умения на квалификационном экзамене, смогут получить свидетельства о рабочей специальности. Таким образом, по окончании обучения в школе наши выпускники будут иметь не только свидетельство об обучении, но и свидетельство о квалификации по профессии.
Необходимо отметить, что занятия в колледже направлены не только на ознакомление с профессиями, но и на развитие других важных компетенций, к которым относятся коммуникабельность, выявление творческих способностей, позитивная мотивация, инициативность, самостоятельность, ответственность. Эти навыки универсальные, они необходимы в разных профессиональных сферах и в разных жизненных ситуациях, поэтому пригодятся каждому. Ребята встречают в колледжах выпускников нашей школы прошлых лет, во время живого общения обмениваются впечатлениями о студенческой жизни, из первых уст узнают о новостях, расширяют свой круг знакомств. Все это помогает выпускникам определиться в профессиональном выборе и быстрее адаптироваться в новой среде, стать смелее и увереннее!

Ольга СТРЕЛЬЦОВА,
учитель технологии специальной (коррекционной) школы-интерната №31