Понятие «медиа» сегодня гораздо шире, чем журналистика, это работа с информацией, ее источниками, многочисленными формами потребления контента. Медиаграмотностью называют умения работать с информацией разного уровня: понимать новостные и информационные сообщения СМИ и социальных медиа, уметь эффективно и безопасно находиться в информационной среде, находить и критически осмысливать источники информации, работать с электронными финансами. Например, медиаграмотный человек способен отличать пропаганду от рекламы, распознавать фейковые новости, создавать полезный медиаконтент для средств массовой информации.
Медиаобразование максимально приближено к практической деятельности и связано с предметами экономической, политической, словесной, социальной, художественной и информационной направленности. Формирование и развитие медиа­грамотности школьников и воспитание медиакультуры подразумевает рассмотрение вопросов информационной безопасности, привитие навыков успешной коммуникации. В процессе обучения необходимы использование компьютерных технологий, установление межпредметных связей, погружение обучающихся в ситуации, в которых им необходимо работать с большим объемом информации, экспериментировать, исследовать, работать в команде. Таким образом, развитие медиаграмотности школьников неразрывно связано с процессом формирования читательской, компьютерной и информационной, функциональной грамотности, метапредметных умений, необходимых школьнику, живущему в постоянно меняющемся мире.


Результативность школьных СМИ
С 2018 года в школе №2031 работают в команде обучающиеся студий «Пресс-центр» и «Телецентр», в которые входят ученики с 3‑го по 11‑й класс. В составе школьных медиаобъединений школьники осваивают работу различных информационно-коммуникационных каналов (телевидение, радио, печать, Интернет и социальные сети), учатся создавать медиаконтент, исследовать предпочтения аудитории и феномен общественного мнения, выступать на публике, вести диалог на любую тему, писать статьи, работать с текстами на иностранных языках, оценивать решения в области фотографии, веб-дизайна, smm, режиссерского, операторского искусства…
Каждый месяц обучающийся студии готовит свой мини-проект (статья, комментарий, очерк, подкаст, графическое изображение и др.), который подразумевает исследование на актуальную тему и создание готового медиапродукта. Мини-проект подлежит обсуждению с куратором и коллегами «по цеху». Затем студия выпускает медиапродукт «в массы» и отслеживает поведение аудитории. Системность, регулярность и коллективность работы приносят свои плоды.
Нашему медиаобъединению всего два года. Проекты обучающихся уже занимают призовые места на городских конкурсах: в 2019 году ребята стали призерами городского конкурса школьных медийных проектов «IT-репортер» в жанре «Видео», в 2020 году - финалистами конкурса школьных влогов «Нобелевское наследие: Знаю, понимаю, применяю». Видеосюжеты школьников выходят в эфир ­МособрТВ, печатные издания зарегистрированы в реестре школьной прессы России.
Творческая деятельность способствует повышению мотивации обучающихся получать новые знания и расширять кругозор, больше читать, занимать активную жизненную позицию, постоянно искать и исследовать, совершенствоваться и развиваться. Это отражается на качестве и количестве медиапроектов, предметных результатах, участии в олимпиадах, профессиональных чемпионатах, проектно-исследовательской деятельности, городских проектах.


Конкурентоспособность на рынке труда
Информационная среда является привлекательной для обучающихся. 15 выпускников школы 2019 года поступили в вузы на медиаспециальности «реклама и связи с общественностью», «журналистика», «информационная безопасность», «веб-дизайн» и другие. Это связано с тем, что вслед за трансформацией общественной жизни развивается рынок труда. Сегодня пользуются спросом специалисты в сфере медиа - веб-дизайнеры, разработчики сайтов, smm-специалисты, копирайтеры, специалисты по визуализации и обработке данных, кросс-культурным коммуникациям, социологии, маркетингу, рекламе. Более того, специалист, обладающий глубокими предметными знаниями, широким кругозором, грамотной речью, выдающимися качествами потенциального лидера, такими как уверенность в себе, харизма, оптимистический настрой, способность критически мыслить, убеждать, нести ответственность за свои действия и результат команды, всегда выигрывает среди других кандидатов и является успешным в любой сфере.
В сентябре 2019 года в школе №2031 на уровне среднего общего образования был открыт гуманитарный профиль медианаправленности. Для обучающихся были разработаны рабочие программы по дисциплинам «Основы журналистики», «Реклама и связи с общественностью», «Межкультурные коммуникации», «Политический английский язык» и другим. Был заключен договор о сотрудничестве с факультетом журналистики МГУ имени М.В.Ломоносова, в рамках которого обучающиеся посещают мастер-классы и лекции. Ребята являются участниками городских проектов «Субботы московского школьника», «Профессиональное обучение без границ», посещают образовательные фестивали и форумы.
Признание публики
Исследовательская и творческая деятельность обучающихся способствует повышению цифровой компетентности всех участников образовательного процесса - обучающихся, педагогов, родителей. Широкие возможности медиа используются для информирования жителей города о жизни столицы, популяризации современных новшеств и тенденций московского образования с помощью школьных СМИ.
Например, ребята подготовили видеосюжет о городском проекте «Учебный день в музее», рассказали о том, что такое функциональная грамотность, провели интервью с выпускниками школы, поступившими в технические вузы, в котором обсудили проект «ИТ-класс в московской школе», преимущества обучения в предпрофессиональных классах и многое другое.
Ежемесячно растут охват и посещаемость пользователями сайта и социальных сетей школы (ВКонтакте (1,1k подписчиков), Instagram (1,3k подписчиков), Youtube (810 подписчиков). Контент, разрабатываемый школьниками, особенно популярен в глазах сверстников, родителей, педагогов, жителей района и города.
Таким образом, введение в школах медиастудий, системная организация работы с обучающимися, использование ресурсов города способствуют развитию медиаграмотности всех участников образовательного процесса, соответствуют запросам общественности, отражаются в измеримых показателях результативности работы школы. Такая работа способствует развитию у обучающихся метапредметных умений, читательской грамотности, функциональной грамотности, личностному росту, раскрытию потенциала каждого ребенка и решению на базе школы вопросов профориентации.

Сабина САГУЕВА,
куратор медиастудий школы №2031, специалист по работе с молодежью