​Высь, ширь, глубь. Лишь три координаты.
Мимо них где путь? Засов закрыт.
С Пифагором слушай сфер сонаты,
Атомам дли счет, как Демокрит.
Валерий Брюсов


Я как педагог-словесник понимаю, что русский язык и литература как учебные предметы, формирующие когнитивные аспекты духовного мира человека, должны также воспитывать и самодостаточную, грамотную личность, обладающую инженерным мышлением. Научно-теоретическое, конструктивное и творческое мышление являются главными качествами инженерного мышления. Сформировав его, человек способен решать практические задачи.
Не менее значимым является и такое качество, как системность. Именно эти четыре составляющие могут быть развиты в процессе преподавания не только точных наук, но и предметов гуманитарного цикла, прежде всего на уроках русского языка и литературы. В основе их лежит принцип обучения структурированному и критическому мышлению. Портрет выпускника будущего, владеющего новыми фундаментальными компетенциями, - это наша цель.
Как мы формируем системность? На уроках русского языка активно с 5-6‑х классов используем системный метод при разработке алгоритма запоминания правила. В начале изучения темы, вместо того чтобы ознакомиться с материалом учебника, на основе специально подобранного материала формулируем правило и определения научных терминов. При изучении орфографического правила предлагаем учащимся самостоятельно спроектировать свою деятельность, результатом чего к концу урока становится выработка алгоритма работы самого правила. Прием алгоритма, который применим и при выявлении грамматических свойств языкового явления, позволяет выработать критическое отношение к материалу, лучше осмыслить его, сделать не просто усвоенным, а своим, найденным. Помимо всего прочего подобный алгоритм позволяет будущим выпускникам более рационально готовиться к выпускным экзаменам в 9‑х и 11‑х классах. Алгоритм - основа инженерной мысли, основа творческого мышления.
В 7‑м классе при изучении творчества Андрея Платонова, в частности его рассказа «В прекрасном и яростном мире», реализуем метапредметные связи при формировании системности. Делаем это через организацию мини-проектов по теме «Молния как электрическое явление», которое проводит учитель физики. Выясняем суть явления «молния», его влияние на физические свойства человека, проектируем возможные риски и способы защиты. Таким образом определяем художественную деталь «молния» в рассказе не просто как элемент вымысла автора, а как конкретное физическое явление, которое имеет свои последствия в реальном мире. А это уже формирование конструктивного мышления.
Учителя словесности всегда используют текст в качестве основы обучения (текстоцентрический подход в обучении), потому что именно текст является первичным в любой области знаний, будь то монографии по физике или математике, компьютерная программа или элементарная инструкция пользователя к техническому средству, которыми пользуются инженеры. Например, при подготовке к устному собеседованию по русскому языку, которое девятиклассники сдают в феврале, мы привлекаем тексты, посвященные ученым-физикам, математикам, инженерам - К.Циолковскому, А.Эйнштейну, Н.Тесле, С.П.Королеву и другим. Такие тексты позволяют мотивировать учащихся к раскрытию новых горизонтов знаний по естественно-научным дисциплинам. Подготовку начинаем уже с 7‑го класса, когда учащиеся начинают изучать физику, углубляем в 8‑м, поскольку предметная область расширяется открытием химии. Обращение к творческим биографиям лучших инженерных умов человечества также позволяет настроить учащихся на выбор будущей профессии. Это вклад в копилку научно-теоретического мышления.
Постепенно формируем такого выпускника, который знает, что хочет, целенаправленно выстраивает свою траекторию при выборе профиля в 10-11‑м классах, имеет определенный образ ученого, программиста, микробиолога, инженера и достигает поставленных перед собой целей.
Гилберт К.Честертон считал: «Можно понять космос, но не себя; расстояние между собственно человеком и его внутренним «я» подчас больше, чем расстояние до звезд». Да, внутренний мир человека безграничен даже более, чем космос, и развитие способностей выпускников, помощь в познании самого себя позволят им осознать, что безграничные возможности их самих расширяют границы будущего.

Иван ЛЁВИН,
учитель русского языка и литературы школы №2026