​Все, что вызывает переход из небытия в бытие, - творчество.
Платон

Творчество наполняет жизнь человека смыслом, а его душу - счастьем. Оно наш союзник в нелегком деле формирования личности ребенка - личности свободной, успешной, готовой к любви и свершениям. Но как научить детей творчеству? И возможно ли это, ведь вдохновение - это Божий дар?
Мы усматриваем здесь сразу два вопроса. Во-первых, что такое творчество, во-вторых, можно ли этому научить.
Существует два представления о творчестве. Согласно первому произведение - это нечто новое, небывалое. Но тогда можно ли вообще говорить о детском творчестве?
Нам ближе определение Платона, вынесенное в эпиграф нашей статьи: творчество есть везде, где появляется то, чего прежде не было. Это самовыражение, внешнее проявление души человека, его мыслей и эмоций. Творчество способно лечить и воспитывать, в этом мы твердо убеждены, поэтому и уделяем столько внимания этому направлению в своей работе с классами.
Нам представляется, что достичь успеха нам помогают пять составляющих нашей деятельности. Это и есть ступеньки к раскрытию талантов наших воспитанников:
- проблемность;
- эмоциональность;
- личностная ориентированность;
- командность;
- позитивность.

Проблемность
Никому не хочется работать ради работы, не видя впереди никакой цели. Но и не каждая цель способна заинтересовать и увлечь подростка.
Поэтому мы стараемся обращать внимание воспитанников на проблемы, которые могут их заинтересовать и вызвать у них эмоциональный отклик.
Психолог В.А.Левин подчеркивал, что за формой творчества, за его результатами всегда должно стоять нравственно-духовное содержание, что результаты творчества должны отражать отношение ребенка к миру, а не служить безликим памятником умения владеть технологиями. Помня об этом, мы стремимся к тому, чтобы отправной точкой любого дела служило осознание проблемы, а само дело рождалось из желания найти решение проблемы.
Так, например, мы часто говорим с ребятами об экологической обстановке на нашей планете, о неблагоприятных условиях, которые возникают в результате неразумной деятельности человека. В ходе интеллектуальных игр и квестов мы предлагаем школьникам самим сформулировать проблему, определить ее причины, наметить пути решения. Мы ставим перед ребятами вопрос: «А как мы с вами, обычные люди, можем поучаствовать в решении этой проблемы?»
Ребята сами додумались собирать и сдавать на переработку использованные батарейки, пришедшие в негодность гаджеты, макулатуру и крышечки от пластиковых бутылок.
Эта деятельность вызвала у ребят настоящий взрыв энтузиазма: они сами придумали, как помочь природе и осуществляют этот план!
Школьники провели выступления агитбригады. Они написали сценарий, нарисовали плакаты, сделали буклеты, выучили стихи. Со своим театрализованным воззванием они выступили перед учениками других классов, призывая помочь природе.
И все это, мы уверены, благодаря тому что они близко к сердцу приняли действительно важную проблему.

Разноцветье эмоций
Эмоциональность, по нашему твердому убеждению, - это важнейшее условие успешной работы с ребятами. Создать позитивный настрой, радостное оживление помогают добрый юмор и увлекательные игры.
Например, в начале работы можно сыграть в «Пожелайку»: ребята по очереди или в случайных парах должны высказать друг другу добрые пожелания.
Интересно проходят игры «Доброе письмо». Заготавливаются карточки (их можно использовать несколько раз) с именами ребят из класса. Каждый вытягивает карточку с именем своего одноклассника, но никому ее не показывает, а записывает на листочке хорошие качества указанного человека и добрые пожелания ему. Потом доброе письмо зачитывается вслух, а остальные ребята должны угадать, кому оно адресовано. Добрые письма можно хранить в особой папке, а в конце учебного года преподнести в конверте адресату.
Такие игры помогают ребенку с ОВЗ более позитивно увидеть окружающий мир и себя в нем. Они не только развивают наблюдательность и эмоциональный интеллект (умение понимать других людей), но и дают возможность ощутить радость от создания текста, который может сделать кого-то счастливее и радостнее.
Этой же цели служат многочисленные мастер-классы. Например, в этом учебном году ребята с удовольствием приняли участие в нескольких: изготовили открытки для родителей, панно в технике аппликации, цветы (бумагопластика), скворечники (мальчики изготавливали их, а девочки декорировали).

Зачем мне это надо?
Мы глубоко убеждены, что работа, в том числе и творческая, должна быть ориентирована на потребности личности. Это значит, что подросток должен ощущать личную заинтересованность в деятельности.
Как этого достичь? Надо представить себе, какие потребности есть у конкретного ученика, потребности, которые способна удовлетворить творческая деятельность.
Это может быть, например, что-то из приведенного списка:
- потребность в общении;
- желание оказаться в центре внимания;
- мечта научиться петь (фотографировать, танцевать, писать стихи…);
- собственно, потребность в творчестве как способе самовыражения;
- стремление быть понятым.
Затем надо подобрать подходящий вариант творческой самореализации для этого подростка (или придумать, как его потребность может быть удовлетворена в рамках уже выбранного общего творческого мероприятия).
Например, при подготовке игры КВН были вовлечены в процесс все ребята. Однако одни в основном работали над сценарием, другие подбирали музыку, третьи подбрасывали идеи. Все ученики класса участвовали в выступлении, но кому-то досталась большая роль, а кому-то - вовсе без слов (в основном детям с речевыми нарушениями). Но никто не чувствовал себя обиженным, так как процесс творчества был общим.

Мы вместе!
Таким образом, мы подходим еще к одному слагаемому успеха - командности. Команда - это не просто коллектив. Это коллектив, объединенный общим делом. В команде каждый с радостью и любовью занимает какое-то место, охотно принимает свои обязанности. Именно к этому надо стремиться.
И здесь, нам кажется, не помешает дать побольше свободы. Каждый сам почувствует, что у него лучше получается. Обязанность воспитателя на данном этапе - подчеркивать успехи и шумно радоваться им, призывая остальных членов команды оценить по достоинству вклад каждого. На неудачи стоит мягко намекнуть: «Это у тебя не очень получается. Зато вот это - лучше всех!» Так можно подтолкнуть подростка выбрать для себя правильную роль. А когда все будет хорошо получаться, можно потихоньку работать над расширением возможностей каждого воспитанника.
Обязательным условием такой работы является уважение друг к другу. Надо строго пресекать насмешки и критиканство, это противоречит свободной и радостной атмосфере творчества.
Коллективно наши ребята выполняли большую часть творческих работ. Например, панно в технике алмазной мозаики, которым ребята задумали украсить один из школьных кабинетов. Не все учащиеся с ОВЗ могут выкладывать стразы, но работа нашлась каждому: кто-то подбирал элементы нужного оттенка и следил за работой по схеме, кто-то оказывал несложную, но необходимую техническую помощь.
Сообща ребята участвуют во всех праздничных мероприятиях (выступление продумывается таким образом, чтобы каждый мог получить роль с учетом особенностей своего здоровья). Такой подход преследует сразу несколько целей:
- ребята чувствуют себя членами коллектива, а свои способности - востребованными;
- школьники с ОВЗ более четко осознают свои сильные и слабые стороны и уясняют, над чем им надо работать;
- возникает понимание того, что в команде важен каждый.

Территория радости
Творческое дело в любом случае формирует позитивный настрой у подростков, если, конечно, его результат встречает положительный эмоциональный отклик у окружающих. Но ведь так бывает не всегда!
Мы стремимся внушить воспитанникам уверенность в важности и ценности их творческих достижений. Но вместе с тем даем понять, что уже в самом творчестве заключены радости и успехи. Это счастье - сделать реальным то, чего прежде не было, воплотить свой замысел, поведать миру что-то важное для тебя.
Примером такого творческого дела стало создание елочных украшений. Ребята задумали украсить новогоднюю елку исключительно самодельными игрушками. Какой энтузиазм вызвала эта идея! Всюду ребята отыскивали образцы самодельных украшений. Многие из них, конечно, оказались пока не по силам. Но все же на классной елочке появились игрушки, выполненные из бумаги, фольги, картона, ажурных салфеток, природного материала. А самые интересные были изготовлены на мастер-классе, проведенном в художественном центре «Дети Марии». Там ребята изготовили забавных мышек в технике валяния из шерсти.
Мы стремимся создать для ребят ситуацию успеха, незаметно склоняя их к выбору таких форм творческой деятельности, которые способны подчеркнуть их достоинства и не акцентировать внимание на недостатках.
Результатом нашей работы стали проектные и исследовательские работы (наши воспитанники - победители нескольких конкурсов), выступления на фестивалях, участие во всех творческих общешкольных мероприятиях. Но главный результат - живые, горящие глаза наших воспитанников, их стремление к творчеству, к общению, радостный, оптимистичный взгляд в будущее.

Миля КАПСАРГИНА,
Мария СМИРНОВА,
воспитатели коррекционной школы-интерната №31