В группу заглядывает запыхавшаяся мама Кирилла. И тут же раздается его звонкий и требовательный крик: «Что ты мне купила?» Вижу, маме неловко. Она тихо оправдывается: «Сынок, папе не дали денежки на работе. Надо подождать». И что-то еще и еще, оправдываясь и извиняясь перед своим шестилетним сыном. Они ушли, не попрощавшись, сын настойчиво требовал новую машину и громко спрашивал про денежки, мать уговаривала и объясняла.
А я удивленно подумала вот о чем. Почему денежки, а не деньги? И папе на работе их не дают, а зарабатывает он деньги своим трудом, наверняка нелегким. Что наши дети знают о зарабатывании на хлеб насущный? «Где папа работает?» - «На работе». - «А что он там делает?» - «Работает». Так отвечают почти все ребята. Им не важно, где папа работает, главное, чтобы там «давали денежки». Например, на покупку новой игрушки. Почему для нас давно стало нормой моментальное выполнение всех «хочу» наших детей, сколько бы лет им ни было? Мы возьмем в долг, но купим. Совочки, велосипеды, планшеты, айфоны… Может, потому что нам, родителям, так удобно? Купил - значит любит? Чтобы мой был не хуже других?
Давайте на минуту остановимся и попробуем просчитать жизнь ребенка на несколько шагов вперед. Чтобы потом не бегать за ним с охапкой той самой пресловутой соломки, а рассчитывать на его здравый ум и умение принимать верные самостоятельные решения. Разговаривать с дошкольником о финансовых возможностях семьи, о том, как нелегко зарабатываются деньги, вводить его в такой сложный мир взрослых отношений - это этично? Стоит ли так рано снимать с него розовые очки, рассказывая о финансовых трудностях, например. Или это уронит престиж родителей в его глазах? Как, папа не всесилен?
В школьном и дошкольном образовании таких самостоятельных направлений обучения, как финансовая грамотность и экономическая культура, к сожалению, нет. Старшеклассники только затрагивают эти темы на уроках обществознания. Но, да простят меня учителя математики, про котангенс вряд ли многие вспомнят, если не математики, а все, что связано с финансами, - это наша ежедневная реальность.
Поэтому я решила, не откладывая дело в долгий ящик, видя заинтересованность моих шестилеток, ненавязчиво «поиграть в финансы».
Я начала с малого. С ответа на вопросы «Кем работают твои родители? Что интересного происходит на их работе? Чем они занимаются? За что им платят зарплату? Устают ли они? Чем ты можешь помочь им вечером?». После долгих выяснений дома дети делились открытиями. Оказалось, что деньги не растут на деревьях, а зарабатываются. Что профессии у родителей разные, но все, без исключения, приходят домой уставшими, и с этим надо считаться.
Потом были различные игры, чтение и обсуждение рассказов, в которых объясняются азы экономики. Таких рассказов, мульт­фильмов и сказочных историй на просторах Интернета великое множество. Открывай и читай, было бы желание.
У меня тоже было желание придумать что-то свое, интересное, поучительное, нескучное и неназидательное. Так появилась игра-путешествие по просторам экономики - квест «Сказ о том, как Копейки Рубль сберегли».
Дети проходили станции, изучали основы экономики, учились разумно тратить заработанные монеты, перевоспитывали главного транжиру сказочного государства и помогли богатырю Рублю защитить казну.
Пусть деньги были ненастоящие, препятствия - спортивные, бой с транжирой - на игрушечных мечах, а монеты из золотых превратились в шоколадные. Но у меня получилось убедить ребят, что приоритеты нужно расставлять правильно. Сначала покупаем продукты, лекарства и платим квартплату и только потом обсуждаем покупку игрушек. Пыталась объяснить, что деньги кончаются, к их трате надо относиться серьезно, прислушиваясь к советам родителей. Что все привычные и понятные детям вещи и предметы сделаны чьими-то умелыми руками, может, их папами и мамами, в них вложен немалый труд. Что бережливость и жадность не одно и то же, что экономить необходимо… Одним словом, сеяла разумное, доброе, вечное.
Я надеюсь, что поднятая тема экономического и финансового взросления дошкольников интересна и другим педагогам, поэтому участвую с квестом в конкурсе «Путешествие в страну Экономика», организованном Школой новых технологий. Возможно, мой опыт пригодится педагогам, которые ищут актуальные формы в обучении.
И еще немного о нас, взрослых. О родителях. Малыш учится, подражая своим родителям, копируя их поведение и поступки. И отношению к деньгам тоже. И быстрее, чем математику, он осваивает жизнь. Родитель - от слова «род». Мы сами закладываем основу, фундамент своего рода, своего продолжения. С финансовыми проблемами или без них. Давайте формулу «купил - значит любит» заменим на «научил - значит любит».
В понедельник первым в группу прибежал сияющий Кирюша. В руках держал новую машину. Большую красную машину. «Смотрите, что мне мама в пятницу купила! Правда, здорово?» А здорово ли?

Мария МОРГУН,
воспитатель школы №2127