Когда начинается учебный процесс, обучающимся средних и старших классов начинают предлагать участие в олимпиадах, конкурсах, просят зарегистрироваться, быть активными! У всего педагогического состава идет планирование нового учебного года совместно с учениками. Происходят знакомство и вовлечение ребят в разные активности: дополнительное образование, юнармейское движение, добровольческое (волонтерское) движение, ученический актив. Педагоги начинают знакомить обучающихся со своими направлениями и презентовать их. Школьники заполняют форму-опросник, пишут в ней, что везде «хотят, могут, интересно», а кто-то честно пишет или говорит, что ему это неинтересно. Тоже вариант! Все ответы очень важны для выстраивания дальнейших отношений и работы с ребятами. И вот проходит некоторое время, и обучающиеся понимают, что учеба для них очень важна, музыкальную школу они бросить не могут, а еще плавание и многое другое. Когда человек находится в многозадачности, ему проще выбрать знакомую, привычную для него деятельность и проявлять себя в ней: жить по прежнему сценарию, а от чего-то нового, долгосрочного проще отказаться. Например, все школьники знают, что придется сдавать выпускные экзамены в школе, поэтому нужно большое внимание уделить образовательному процессу, дополнительным занятиям по подготовке, а от всего «развлекательного» можно отказаться. Примерно в такой ситуации очень актуальной формой взаимодействия с подростками может быть социальное проектирование, которое позволяет назначать разные сроки, а также реализовываться в режиме «здесь и сейчас».
Социальное проектирование - это одна из технологий общественного воспитания обучающихся Вешняковской школы, осуществляемая под моим руководством.
Школа - это место, где учителя и ученики проводят много времени, и очень важно, чтобы в ней было уютно, красиво, интересно и весело. Обращаясь за помощью или идеей к аудитории школьников, всегда находишь отклик нескольких человек, а с ними, как правило, приходят новые участники. В таком благородном деле одними из основополагающих принципов являются равенство и взаимопомощь. Очень часто возникают дружеские отношения между теми, кто раньше не общался совсем!
Социальное проектирование предоставляет старшеклассникам возможность разрабатывать и реализовывать различные модели взаимодействия с обучающимися начальных, средних и старших классов, а также с административным и педагогическим персоналом, миром взрослых. Социальное проектирование позволяет подросткам взаимодействовать с внешним миром, получая новые знания и опыт, тем самым развивая личностные качества и выстраивая ценностные ориентиры.
Современных подростков очень сложно чем-то удивить, ведь ответы на свои вопросы они мгновенно могут найти в сети Интернет. Однако подрастающее поколение ориентируется на поведение взрослых, значимых для них людей - родителей, близких родственников, педагогов, тренеров. Чтобы вовлекать в новые виды деятельности, предлагать участие в социальных проектах, педагог должен быть интересным, социально активным человеком с открытым и добрым сердцем.
Социальное проектирование - это форма вовлечения школьников в добровольческую деятельность, и очень важным является рассказ о добровольчестве (волонтерстве). Но более значимой является обратная связь педагога с обучающимся, чей вклад в жизнь школы или какого-то мероприятия, проекта очевиден! Очень полезно на примере своих сверстников увидеть, что такие же ребята и девчонки, как те, которые учатся с ними в одной параллели, готовы потратить свои силы и время на пользу общества или конкретного человека без материального вознаграждения.
Часто оказывается, что учащиеся средних и старших классов, обучаясь в одном коллективе несколько лет, не знают сфер интересов своих одноклассников. Поэтому им очень приятно видеть презентации с фотографиями, видео, слышать о реальных добрых делах, в которых участвовал их одноклассник или друг. Возникают интерес и желание быть социально активным гражданином.
Обладая профессиональными навыками, педагог обучает старшеклассников умениям работать в команде: взаимодействовать, договариваться, получать и передавать информацию. Старшеклассники учатся делегировать ответственность, что позволяет выявить явных лидеров, будущих руководителей различных проектов.
Подростку очень важно добровольно выбрать социально значимую деятельность. Социальное проектирование позволяет расширить сферы интересов подростков. Обучающимся средних и старших классов очень понравилось проводить уроки по патриотическому воспитанию, экологическому просвещению, здоровому образу жизни. Очень понравилось быть организаторами и участниками творческих занятий и мастер-классов. А самое главное, что ребята делились впечатлениями о том, как сложна работа педагога и организатора мероприятий: подготовка, проведение, материалы, декорации, техническое оснащение. Только на практике, на собственном опыте им удалось увидеть такие тонкости.
Подростку важно получить свой опыт, составить свое мнение, основываясь на фактах, чувствах, ему важно, чтобы его слушали и слышали, а он в свою очередь сделает жизнь окружающих светлее и ярче!

Оксана НОВИКОВА,
педагог-организатор Вешняковской школы