Исследования показывают, что в ближайшем будущем эффективное использование цифровых технологий приведет к увеличению производительности труда в странах, что является прямым следствием реализации непрерывного образования, которое формирует набор необходимых компетенций выпускника XXI века. Сегодня важно, чтобы с ранних лет закладывали основу для успешного обучения, чтобы системная работа привела к осознанному выбору выпускником будущей профессии с учетом всех технологических и структурных изменений мира. С этой точки зрения у выпускников московских школ есть уникальная возможность заложить основу успешного будущего, используя ресурсы системы образования города. Хотелось бы в данной статье рассмотреть ключевые компетенции XXI века и ответить на вопрос, какие инструменты современной московской школы помогают овладеть данными компетенциями.
Сегодня требуются два разных типа навыков: цифровые навыки и навыки цифровой навигации. Цифровые навыки - это технические навыки, необходимые для использования цифровых технологий, а цифровая навигация - это навыки, которые представляют собой более широкий набор навыков, необходимых для того, чтобы преуспеть в цифровом мире. Они включают поиск информации, расстановку приоритетов и оценку качества и надежности информации.
Что касается навыков, необходимых для использования цифровых технологий, то обучающимся не хватает технических знаний о программировании, кодировании и анализе. Достижением московского образования является IT-полигон - высокотехнологичная среда, где школьники могут заниматься программированием, прототипированием, робототехникой, моделированием и другими дисциплинами. Проект предпрофессионального образования «IT-класс в московской школе» позволяет готовить будущих студентов технологических вузов, которые станут компетентными представителями рынка труда в этой сфере, что, безусловно, скажется на темпах и качестве цифровизации экономики.
Что касается навыков цифровой навигации, эти менее технические или менее ощутимые навыки включают понимание того, как обеспечить свое благополучие в цифровом мире и как развивать новое мышление для цифрового мира благодаря таким навыкам, как управление знаниями, самообучение и обучение на протяжении всей жизни, определение границ и барьеров технологий (например, знание того, когда технологии полезны, а когда - нет). Одним из лучших инструментов развития навыков цифровой навигации является Московская электронная школа, платформа, где ученик/учитель/родитель может коммуницировать с учителем, изучать материалы самостоятельно, выполнять различные задания. Работа в МЭШ вырабатывает навык работы в информационном пространстве в целом на будущее ученика.
В школе №2031 педагогический коллектив уделяет особое внимание развитию цифровых навыков и навыков цифровой навигации. С 1‑го по 11‑й класс функционируют объединения дополнительного образования, направленные на изучение и освоение обучающимися IT-технологий, робототехники, конструирования, моделирования. Другим важным направлением работы школы является проектная деятельность, в рамках которой обучающиеся занимаются разработкой инноваций. В школе есть педагоги и обучающиеся, которые представляют свои разработки на разных федеральных и региональных площадках, где высоко оцениваются экспертным сообществом. Также педагоги активно используют современные технологии в организации дистанционного обучения, активно обучают им не только обучающихся, но и друг друга, что на примере учителей показывает ученикам реализацию принципа lifelong learning. Все участники образовательного процесса развивают навыки цифровой навигации. Школа организует обучение по использованию дистанционных технологий для учителей, обучающихся и их родителей.
Система московского образования всегда шла в ногу со временем. В 2020 году образование московской школы, внутренние инструменты развития качества и содержания образования, инструменты поддержки талантливых учеников города, которые были в 2017 году, дополнились высококлассными проектами предпрофессионального образования, расширенным и тесным сотрудничеством в формате «школа - университет - работодатель», что делает выпускника московской школы конкурентоспособным при поступлении в ведущие вузы страны, а также на рынке труда в будущем!

Алекбер ГАСЫМОВ,
вожатый школы №2031