Думаю, что настало время принятия определенных и четких правил о регламенте распоряжений руководства по WhatsApp и другим мессенджерам. Интересно, что по этому поводу думают чиновники в Министерстве просвещения, юристы да и вообще здравомыслящие люди?
Не подумайте, что я вообще против использования социальных сетей и WhatsApp в управлении производственными отношениями. Вовсе нет! Но считаю, что при этом необходимо соблюдение определенной меры в использовании того, что вторгается в личное пространство человека. То, что происходит сегодня, не укладывается в рамки здравого смысла. WhatsApp - это беспрерывное, а временами унизительное понукание, некая дополнительная узда, зачастую унижающая человеческое достоинство.
Воспитателям, учителям, педагогам не дают свободно вздохнуть. А для того чтобы человек качественно выполнял свои профессиональные обязанности, ему нужны полноценный отдых и личное пространство, где он мог бы посвятить себя другим интересам, потребностям, делам.
Классный час провел - отправь фотографии, довел информацию до родителей - отпишись, проинформировал учеников - отчитайся, проголосовал на выборах - отзвонись, прошел городской праздник - отметься, беседу провел - сообщи, на сайте зарегистрировался - отправь скриншот страницы, ознакомился с приказом - отпишись. И так бесконечно… Как это унизительно! Разве такой надзор законен и правомерен? Он происходит не только в рабочее время, но и в довольно поздние вечерние часы и в выходные. По сути, это выглядит как откровенное проявление абсолютного недоверия к каждому учителю. Нам заранее говорят: «Ты лентяй, прохвост, бездельник, и за тобой нужен контроль».
Используя подобные способы управления коллективами, не следует доводить дело до абсурда, когда учителя вынуждены постоянно просматривать десятки сообщений-дерганий, на которые необходимо не просто реагировать, но и немедленно отчитываться об ознакомлении, выполнении и т. п.
Настало время в нормативных актах определить необходимую и достаточную меру использования средств коммуникации в процессе управления производственной деятельностью. При этом следует с большим тактом, глубоким уважением и продуманной заботой отнестись к свободному времени воспитателей, учителей, педагогов. Как не вспомнить высказывание В.А.Сухомлинского: «Важнейшее условие духовного роста педагога - это прежде всего время - свободное время учителя… Педагогическое творчество - сложный труд, требующий огромной затраты сил, и, если силы не будут восстанавливаться, учитель выдохнется и не сможет работать».
Социальные сети, WhatsApp и другие средства массовой коммуникации, конечно, можно и зачастую нужно использовать, но в меру. Нельзя их превращать в унизительную узду, а воспитателей, учителей, педагогов при помощи этой узды превращать в быдло, которым можно понукать когда угодно и сколько угодно. Недопустимо беспрерывно унижать человеческое и профессиональное достоинство учителя. Униженный, бесправный учитель при всей своей самоотверженности не может по-настоящему выполнять свое служение образованию и обществу.
Не исключаю, что могут представить мое обращение как некую скандальную выходку. Но те, кто в непростых условиях развития современного образования смог сохранить в себе хоть чуточку человеческого и профессионального достоинства, надеюсь, правильно оценят и поймут его содержание.
А что думают по этому поводу коллеги?

Наталья МУХАНОВА, кандидат педагогических наук, учитель высшей категории, Михайловск, Ставропольский край