Вузы предлагают организовать так называемый прокторинг - систему слежения за проведением экзамена, когда камера на компьютере улавливает любой поворот головы и тела, манипуляции с клавиатурой и мышью, а микрофон пишет все звуки. В итоге можно даже без наличия наблюдателя по другую сторону экрана, с помощью чисто машинных алгоритмических решений, сразу же понять, что человек повел себя неадекватно - наклонился, скосил взгляд, повернулся, что-то прошептал. Правда, это все очень недешевая система. И в пересчете на экзаменационный человеко-час у нас получится несколько сот рублей. А сдают миллионы…
В Англии, кстати, предложили оригинальное решение - за каждым из экзаменуемых нужно поставить большое зеркало, чтобы можно было одновременно видеть как лицо этого человека, так и отражение его рабочего стола, экрана. Хотя дешевле, наверное, было бы поставить две камеры с хорошим разрешением в начале и в конце зала, и снимать сразу всех спереди и сзади.
Но если серьезно, то в нынешней весьма непростой ситуации я бы предложил аттестовывать учащихся на основе среднестатистических оценок за три четверти этого года и за весь прошлый год. И это было бы гораздо честнее, поскольку сегодня в целом по стране примерно каждый четвертый учащийся не обладает возможностями для обучения дистанционно - у него либо нет компьютера, либо нет Интернета, либо нет условий для работы дома. А это значит, что около четверти детей у нас просто выключены из образовательного процесса, причем не по своей вине, а в силу обстоятельств. Значит, надо войти в их положение и не ставить в заведомо проигрышные условия, в которых идея прокторинга теряет смысл, ибо не будет никакого равного старта. Но ведь и оценку им тоже надо ставить!
Не стоит забывать также про детей, заинтересованных в получении максимально высокого балла. Среди них есть те, кто целенаправленно шел к этому долгие годы, занимался с репетиторами, вкладывал силы в работу с дополнительными источниками. А есть и дети, которые в первом полугодии получили тройку, хотели исправить ее во втором полугодии и закрепить результат экзаменом, но сейчас ничего этого не выйдет. Что делать?
Поэтому я бы всерьез озаботился проблемой тех, кто может и хочет сдавать экзамены. Не думаю, что их будет много, особенно если предложить всем среднеарифметический вариант аттестации. Но они есть, и для них, возможно, имеет смысл создать условия для очного экзамена в школе, обеспечив, разумеется, полную дезинфекцию помещений. Можно, конечно, провести экзамен и на компьютере, с соблюдением всех мер защиты от списывания и подсказок. Хотя не факт, что это будет дешевле.
И еще. В нынешней ситуации я бы отказался от проведения базового ЕГЭ по математике. Профильный можно сохранить для тех, кто собирается поступать в вузы. И поскольку это не 100% от общего количества выпускников, а значительно меньше, думаю, такой вариант имеет право на существование. Но организовывать все это надо, как говорится, уже вчера.

NB! Виктор Александрович БОЛОТОВ - научный руководитель Центра мониторинга качества образования НИУ ВШЭ, президент Евразийской ассоциации оценки качества образования, профессор, академик РАО.