Игорь РЕМОРЕНКО, ректор Московского городского педагогического университета:
- В целом считаю это решение правильным, так как и отменить экзамен нельзя, и минимизировать риски заражения необходимо. Думаю, тут поможет китайский опыт, где в период первой вспышки коронавируса смогли организовать ЕГЭ в перенесенные сроки, максимально обеспечив безопасность. Кроме того, можно было бы уменьшить число конкурсных испытаний. Для поступления в вуз достаточно одного-двух профильных экзаменов. Если в августе выпускники быстро сдадут экзамены, то и зачисление можно успеть провести дистанционно, быть может, немного захватив сентябрь. Но тут ничего страшного - учебный год можно продлить. Если пойти еще дальше, то есть вариант провести ЕГЭ в облегченном варианте. Например, сделать всего один обязательный экзамен. Скажем, у филологов это будет литература или русский, у математиков - математика, у юристов - обществознание, у лингвистов - литература или иностранный, и так далее. При этом надо гарантировать возможность рассылать результаты этого экзамена в несколько вузов. Можно сохранить действующее правило - пять вузов и три направления подготовки в каждом. Но я бы вообще не ограничивал выбор в этом году, учитывая и без того сложные обстоятельства. После такой рассылки - одна или несколько волн зачисления. Если совсем без ЕГЭ, то, наверное, можно было бы разрешить вузам самим принимать экзамены. Однако это ставит крест на идее поступления в разные вузы. Конечно, этот вопрос тоже можно было бы решить, предложив ректорам договориться и принимать какие-то совместные экзамены, но это маловероятно. Уж слишком по-разному они все видят результаты школьного обучения.

Светлана ПРОКОФЬЕВА, учитель английского языка гимназии «Учебно-воспитательный комплекс №1», Воронеж:
- Очень разумное решение в связи с сегодняшней эпидемической ситуацией. Всем сдавать в дистанционной форме все-таки рановато, еще не настолько хорошо мы освоились с дистанционным обучением. В целом дети подходят ответственно, но, как и в школе, есть те, кто прохладно относится к учебе, таких приходится «ловить» и усаживать за компьютер. Еще один момент - больше стало ребят, которые волнуются о своем здоровье. Если в марте таких в классе было два-три человека, то сейчас ситуация нагнетается, и дети это хорошо чувствуют - многие боятся заболеть. Тем не менее я считаю, что ЕГЭ надо оставлять. Практически все, кто идет в десятый класс, готовятся к поступлению в вузы, и отмена ЕГЭ перечеркнула бы их усилия, а также усилия родителей и учителей. Единственное, что осложняет ситуацию с едиными экзаменами, - это неточность сроков сдачи. Говорили и про перенос на август, и про 8 июня. Теперь опять неопределенность, а очень хочется, чтобы сроки стали ясны заранее и потом не переносились. Ведь все это вызывает лишние волнения и у детей, и у взрослых.

Татьяна ЕСИНА, учредитель и директор частной школы «Феникс», Москва:
- Я прекрасно понимаю родителей выпускников и самих выпускников. У меня старшая дочь в этом году оканчивает 11‑й класс. Мы все сейчас в одном положении. В положении ожидания неизвестно чего. Я, директор школы, не могу ответить на вопрос учителей, родителей и детей, когда они наконец-то смогут отлипнуть от компьютера. И когда этот ЕГЭ будет. Я, мама выпускницы, не могу сказать своему ребенку, когда будет ЕГЭ, и будет ли он вообще. А также как и куда она будет поступать. Я не ясновидящая! Но я человек, который умеет анализировать данные. Мы не выйдем из режима самоизоляции в июне. И ЕГЭ в июне не будет. Мне здоровье наших детей дороже поступления в вуз. Я не отправлю свою дочь в толпы людей. Знаете, больше нагнетают обстановку даже не родители, и не учителя, а СМИ. Мы почему-то стали читать все новости, сразу скидывать их в чаты и резко верить в новость, не разобравшись. Раньше этого не было. До пандемии с официальной информацией школы пытались насильно ознакомить учителей и родителей. Не получалось. А сейчас все в онлайне. Все ловят каждое слово, связанное с ЕГЭ, и разносят его дальше… Мой рассудительный папа в самой трудной ситуации говорил: «Таня, это надо пережить». Родные мои мамы и папы выпускников! Успокойтесь! Не нагнетайте, пожалуйста, и так неспокойную обстановку.

Людмила МАРДЕР, директор Второй Санкт-Петербургской гимназии:
- Считаю, что решение правильное. Оно продиктовано сегодняшней ситуацией: нестандартная ситуация - нестандартное решение.
Алексей БУТУСОВ, участник Всероссийского конкурса «Учитель года»-2016, учитель русского языка и литературы Красноткацкой средней школы, Ярославская область:
- Я думаю, что на первом месте всегда должно стоять здоровье человека - выпускников и их родителей, бабушек, дедушек. Ничто не может оправдать риски, связанные с жизнью и здоровьем человека. Очевидно, что, даже если установится позитивная динамика ситуации с коронавирусом, 8 июня все равно проводить экзамены более чем рискованно. Поэтому думаю, что перенос оправдан. Что касается уменьшения количества экзаменов до тех, которые потребуются выпускникам при поступлении в вуз, - это тоже вынужденная мера, которая вполне оправданна. Меньше экзаменов - меньше контактов и рисков. Выпускников сейчас очень беспокоит вопрос конкретных дат переноса ЕГЭ. Они просят как можно скорее назвать точные даты, неизвестность пугает их больше самих экзаменов. Читая обсуждения в сетях и на форумах, я вижу, что большинство поддерживают вариант «конец июня», и выпускников понять можно - они мечтают выдохнуть и спокойно уйти на каникулы. Но многие родители обеспокоены тем, что ситуация может не стабилизироваться, и поэтому предлагают перенос на август. Трудно пока сказать, какой из этих вариантов правильный. Слишком непредсказуемо ведет себя статистика заболеваемости. Но повторю еще раз: принимая решение о датах переноса, нужно во главу угла ставить именно здоровье.

Маргарита ЛИХАЧЕВА, учитель русского языка и литературы школы №14, Великий Новгород:
- Я думаю, ЕГЭ, по крайней мере по русскому языку и математике, нужно сдавать всем. Подавляющее большинство одиннадцатиклассников рвутся сдавать экзамены, потому что те, кто доучился в школе до 11‑го класса, как правило, ставят своей целью поступление в вуз. Замечу, что во многих колледжах прием ведется также на основе результатов ЕГЭ.
Дети есть дети, и не всякий ребенок точно знает, чего хочет. Поэтому в каждой школе существует определенный процент одиннадцатиклассников, которые сейчас не хотят поступать в вуз, а через год, например, свое решение изменят. За год программа забудется, шансы на поступление уменьшатся, придется нанимать репетиторов. Поэтому экзамены лучше сдавать всем.
Насколько я владею информацией, сейчас предлагают сдавать только профильный, а не базовый ЕГЭ по математике. Это серьезный удар для тех, кому не нужна профильная математика для поступления. Хотелось бы, чтобы были учтены интересы детей и в этом отношении.