Поднявшись на холмик, с которого хорошо просматривалась окраина города, я некоторое время понаблюдал за танцующими языками пламени и густыми клубами дыма, поднимавшимися к черному беззвездному небу. То были последствия очередного, вряд ли кем-то подсчитанного боя.
На следующее утро я отправился на автостанцию - большое огороженное поле, охраняемое солдатами национальной гвардии. В нескольких палатках, расположенных тут же, предлагалось только самое необходимое - бутилированная вода, чипсы, одежда цвета хаки, шевроны, ботинки с высокими берцами, солнцезащитные очки. То и дело звуки подъезжавших и отъезжавших автобусов перемежались с характерным гулом пролетавших над городом истребителей. Я даже предпринял попытку сфотографировать один из них, но ничего не получилось - солдатам идея не понравилась, да и солнце слепило нещадно.
Ко мне подошел молодой мужчина в гражданской одежде и, попросив прикурить, спросил, куда я еду. Очевидно, он, некоторое время наблюдавший за мной, распознал во мне иностранца.
После короткого диалога Карим, назовем его так, попросил меня о помощи. Вьющиеся черные волосы, поджарый, с острыми чертами лица - нос, скулы, плотно прижатые уши, он оказался подающим надежды художником. К сожалению, потерявшим в огне войны почти всех своих близких и теперь страстно желавшим покинуть страну.
Мы проговорили всю дорогу до столицы, и я обещал попробовать ему помочь.
Но перенесемся в наши дни. Обстоятельства, в которых все мы с вами оказались в последние месяцы, остро поставили перед нами вечные вопросы. Ответить на них можно, лишь набравшись мужества быть предельно честными с собой.
Занимаюсь ли я тем, о чем на самом деле мечтал? Кто те люди, которые меня окружают? Могу ли я им по-настоящему доверять и положиться на них в трудной ситуации? Какие привычки и предметы составляют мою будничную жизнь? Все ли в ней меня устраивает?
Председатель редакционного совета «Учительской газеты» Петр Положевец в одном из своих постов в соцсетях задается вопросами, составляющими, по его точному определению, наш «черный ящик». Каким я хочу выглядеть перед другими? Кем я хочу быть? И, наконец, самый трудный вопрос в этом ряду: кто я есть на самом деле?
Наша редакция, вдруг оказавшаяся в большинстве своем на удаленке, тоже задается этими и другими вопросами. Мы, наверное, как никто другой, знаем, как тяжело в сложившихся условиях учителям, родителям, учащимся, и как можем стараемся поддержать их. Не только профессионально, но и эмоционально. Даже на время пандемии коронавируса мы не стали приостанавливать выпуск СМИ, над которыми работаем.
Буду честен с вами. Сейчас, как и в середине девяностых, перед нами по-настоящему остро стоит вопрос сохранения федерального выпуска «Учительской газеты».
В отделениях Почты России и на ее сайте идет подписная кампания на второе полугодие 2020 года, но уже очевидно, что СМИ станут одной из тех отраслей, которые больше всего пострадают от сложившейся в стране и мире ситуации.
Понятно, что сейчас, когда навалилось так много внешних и внутренних вопросов, всем нам немного не до этого. Но я прошу вас, дорогие, любимые, родные, поддержите «Учительскую газету». Подпишитесь на нее сами, подпишите свою школу или учителя. Поговорите с коллективом и коллегами, напомните им о том, что мы работаем для всех вас.
Я всегда стараюсь верить в лучшее. И Карим, с которым мы познакомились в том полуразрушенном восточном городе, пройдя сквозь череду новых жизненных испытаний, оказался в месте своей мечты - Париже. И даже получил свои первые профессиональные заказы.
Убежден, что и у нас с вами все получится. Ведь, как писал Ницше, если есть «зачем», то всегда найдется и «как».

Арслан ХАСАВОВ,
главный редактор «Учительской газеты»