Чем ближе День Победы, тем все чаще мы вспоминаем, какой ценой она далась нашему народу. Этот праздник никого не оставляет равнодушным: ни ветеранов, ни детей и правнуков поколения победителей. Нас переполняют гордость, радость и скорбь. Эти чувства разделяют и участники конкурса «Учитель Ставрополья на войне». Он проходил впервые, но вызвал живой отклик у членов краевой организации профсоюза. В своих работах они очень душевно, с трепетом и гордостью рассказали об учителях-фронтовиках из сел и городов Ставрополья.
О героическом прошлом многих ставропольских учителей почти не осталось сведений. Участники конкурса по крупицам собирали информацию об этих скромных героях, расспрашивали всех, кто был знаком с ветеранами, - родственников, коллег, учеников, соседей.

Листая школьный дневник
Фотографии, личные дела, приказы о награждении медалями и орденами, автобиографии - все эти документы помогают нам проследить жизненный и боевой путь ставропольских учителей. Эти бесценные свидетельства порой попадали в руки участников конкурса случайно. Так, учитель истории из Предгорного района Анна Иванова нашла в подвале своего дома старенькую синюю тетрадь в переплете - дневник ученика 8-го «Б» класса Евгения Тарлаковского. День за днем школьник описывает, как в 1943 году в его родной станице Суворовской хозяйничают немцы и румыны. С особым трепетом рассказывает об упавшем на колхозное поле советском самолете, памятник которому установлен на въезде в станицу. Пишет юноша и о том, как со своим другом воровал у немцев боеприпасы и закапывал их в огороде, рискуя жизнью. О таком не рассказывают в учебниках истории. Читаешь дневник, и сердце сжимается от мысли о том, сколько бед выпало на долю советского народа в годы войны. Вот запись юноши за 12 января 1943 года: «Вечер. Сидим в темноте. Как жутко. Артиллерия гудит вовсю. Мы между двух огней - немецким и советским. Того и гляди в дом угодит снаряд. Спать не хочется. 9 часов вечера. На улице гул. Идут танки. Немецкие. Но что это? Артиллерийская стрельба немецких орудий вдруг смолкла».
Заметки в дневнике прерываются весной 1944 года, когда юношу отправляют на фронт. И, видимо, после войны появляется запись: «Мама, я вернулся!».
«Сколько отваги и ненависти к врагу на страницах дневника. Внутри аккуратно сложенные треугольники с фронта. Каждое письмо, как и страницы дневника, читаю навзрыд», - поделилась чувствами победительница конкурса в номинации «Фотография» Анна Иванова.
Память о героях будет жива
Не оставило равнодушной знакомство с биографиями учителей-ветеранов и Алевтину Сизикову, заместителя директора по воспитательной работе школы №4 в Железноводске. «Изучая архивные материалы, невозможно не восхищаться и не гордиться нашими учителями! Теперь это моя миссия - воссоздать архив педагогов-фронтовиков, которые создавали историю нашей школы, дополнить эти материалы новыми историческими фактами, новыми рассказами родных и близких о нелегкой военной и послевоенной жизни учителей», - призналась победительница конкурса в номинации «Эссе». Алевтина Сизикова прислала три работы - так сильно было ее желание рассказать о подвиге педагогов железноводской школы.
Не могли молчать и те, чьи отцы и деды сражались на фронте, а после войны трудились учителями. Так, Мария Съедина из города Ипатово о Великой Отечественной войне знает из рассказов дедушки Абдул-Вахаб Хаджи-Назаровича Джуманиязова. Еще до войны он успел поработать в сельской школе, а в 1941 году отправился на фронт и оставался в строю до апреля 1945‑го. Участвовал в обороне Кавказа, боях на территории Восточной Пруссии и Польши. Был тяжело ранен.
«Я очень горжусь и восхищаюсь дедушкой. Он мужественно выдержал все испытания, посланные судьбой. Страшные события не сломили и не ожесточили его. В памяти односельчан он остался храбрым солдатом, умным, добрым и отзывчивым учителем. Мне очень повезло, что застала дедушку живым. Светлая память ему! Горжусь и помню!» - пишет педагог-участница конкурса.

«Вперед, лыжный фронт!»
А старший воспитатель детского сада №34 Ставрополя Вера Лесных бережно хранит память об отце - Николае Дмитриевиче Лазареве. В ноябре 1942 года его призвали в ряды Красной армии. Вот что ветеран рассказывал дочери о первых месяцах на фронте: «Наступление на Ленинград в январе 1943 года командование Ленинградского фронта решило начать в районе Припятских болот, так как враг не ждал здесь наступления. Нам, морякам Балтийской флотилии, выдали тулупы, валенки и белые маскировочные халаты. Бой продолжался всю ночь и еще полдня... В этом бою погиб мой односельчанин Сергей, фамилию уже забыл. Это был его первый и, как оказалось, последний бой. Было страшно. Но еще более страшная картина ждала нас на территории укрепленной немецкой базы, которую мы захватили. Как мы потом догадались, это был специальный пункт по отправлению убитых немецких офицеров в Германию. Прямо на снегу штабелями в несколько метров и высотой где-то 1,5-2 метра лежали трупы убитых немецких офицеров с бирками на сапогах. На них были написаны фамилия, имя, отчество и домашний адрес в Германии. Часть тел уже была переложена в гробы и забита. Трупы простых немецких солдат были свалены в большую братскую могилу, которая еще не была засыпана. Увидев эту картину, даже бывалые солдаты испытали шок».
Часто ветеран с улыбкой вспоминал о необычном марш-броске своего отряда: «Нам, морякам Балтийского флота, для быстроты передвижения выдали лыжи. А на них ездить-то почти никто не мог. Первый километр пути был просто мучением: автомат мешал движению, было жарко, лыжи вязли в снегу, цепляли коряги. Отряду пришлось остановиться, и бывалые сибиряки, служившие с нами, дали нам урок ходьбы на лыжах. Потом, вспоминая тот марш-бросок, мы часто смеялись, приговаривая: «лыжи моряку не помеха», «вперед, лыжный флот».

Товарищ не оставит в беде
Разве не удивительно, что даже в тяжелых условиях наши земляки сохраняли силу духа и чувство юмора? Помогал им справиться со всеми суровыми испытаниями и дух фронтового братства. У советских бойцов взаимовыручка была, кажется, чем-то само собой разумеющимся. Ради товарища они готовы были рискнуть жизнью. Именно таким человеком, по словам учителя Милани Осиповой из Георгиевска, был Герой Советского Союза Петр Максимович Однобоков. Он прошел всю войну. Совершил 115 боевых вылетов. Благодаря его мужеству и самоотверженности удалось спасти многих солдат. Вот лишь один такой случай: «В воздушном бою под Великими Луками был подбит самолет лейтенанта Панина. Летчику удалось сесть на болотистом лугу. Но это же во вражеском тылу! И командир звена Петр Однобоков решил спасти своего товарища. Он идет на посадку и забирает в свою машину Панина. Но тут из-за леса выворачивают машины с гитлеровскими солдатами. Фашисты выпрыгивают из грузовиков и, стреляя на ходу, бегут к самолету советского летчика. Помощь приходит с воздуха. Наши летчики пулеметным огнем прижимают фашистов к земле. Панин в кабине. Можно взлетать. Мотор яростно ревет, но колеса глубоко увязли в болотистой почве. А враги все ближе. Ведомый использует весь арсенал приемов - форсаж, раскачку. Самолет, наконец, взлетает, и вдруг по радио: «Двадцатый, не убирай шасси!» Оказалось, Панин выскочил из кабины подложить куртку под шасси и уцепился за колеса, когда самолет начал неожиданно набирать высоту. До аэродрома добрались благополучно. Куда труднее было посадить машину с человеком на стойке шасси, но молодому летчику это удалось. Панин не получил ни одной царапины».

Боевые подруги спешат на помощь
Когда читаешь такие рассказы, не верится, что все это происходило на самом деле, а не в кино. Еще больше удивляет героизм ставропольских девушек, добровольно уходивших на фронт. Среди таких героинь, как пишет в своем эссе Нина Федорова из Буденновского района, была Анна Ивановна Фокина и четыре ее одноклассницы. В апреле 1942 года ученицы девятого класса школы в селе Прасковея отправились в 734‑й зенитно-артиллерийский полк действующей 56‑й армии (он наполовину состоял из девушек). Когда советские войска вели кровопролитные бои за Кавказ, полк дислоцировался недалеко от города Адлера. «Путь с севера был закрыт немцами. Орудия, боеприпасы и продовольствие доставлялись морем. Наш полк охранял с воздуха морские суда с грузом. Немцы старались уничтожить наши зенитные точки. Самолеты бомбили нас с включенными сиренами, бросали на нас снаряды - хлопушки, начиненные мелкими железными предметами, чтобы охватить большую часть поражения. В одной из таких бомбежек на моих глазах погибла от прямого попадания 2‑я батарея нашего полка», - вспоминала ветеран.
Когда Советская армия перешла в наступление, полк с воздуха прикрывал ее передовые части. Анна Ивановна Фокина участвовала в освобождении многих городов на юге страны, Белоруссии, Польши, в форсировании реки Одер и взятии Берлина.
«Я видела воочию несущиеся с пронзительным ревом немецкие бомбардировщики, разрывы сброшенных ими бомб. Земля и воздух сотрясались от взрывов. Я видела разрушенные, горящие города и села, полыхающие огнем железнодорожные эшелоны, разбитую вдребезги зенитную батарею, но самое страшное - множество убитых людей. Этого никогда не забыть», - рассказывала Анна Ивановна.
Похожий путь прошла и жительница Железноводска Нина Ивановна Шиша. Читаешь о ее подвигах в эссе Алевтины Сизиковой и удивляешься, как вчерашняя школьница смогла совершить такие героические поступки. Вот лишь один из примеров. В наступательных боях за деревню Рудзица (Польша) под артиллерийским и минометным огнем она устранила 6 порывов телефонной линии, обеспечив связь между огневой позицией и наблюдательным пунктом батареи. Вместе с частями действующей армии участвовала в боях на территориях Чехословакии, Польши, Венгрии и Германии.
Путь от Ростова до Вены вместе с советскими войсками прошла Нина Ивановна (Куприна) Уточкина - молоденькая учительница из села Преградное. Служила сначала пулеметчицей ПВО, а после ранения и контузии перешла в разведчицы-телефонисты. Ее историю жизни описала в своем эссе Наталья Пасечная из Красногвардейского района. А сколько ставропольских девушек во время войны трудились медсестрами в полевых госпиталях, под пулями выносили на своих хрупких плечах раненых с поля боя.

В бой страху вопреки
Многие юноши и девушки в боях получали тяжелые ранения, но, едва оправившись, спешили на фронт к своим. Они чувствовали ответственность за судьбу Родины, за тех, кто сражался против грозного противника или остался в тылу. Эти смелые люди видели много смертей и ужасов, знали, что рискуют жизнью, но преодолевали страх снова и снова. Учитель из ст. Советская Кировского района Любовь Скрылева в своем эссе приводит слова фронтовика Семена Сергеевича Гуенко: «На войне было страшно. Страха не имели только очень сильные или очень глупые люди. Я своим солдатам внушал, что бояться надо - бояться умереть. Надо беречь жизнь. К примеру, ты в окопчике лежишь, а на тебя танк идет. Конечно, страшно. Только не давай страху одолеть себя. Танки? Ну и что? Да они тоже боятся! Тоже горят! Да еще как горят! Затаись в ложбинке. Пережди. Пусть даже танк над тобой ползет. А как миновал тебя, кидай ему на решетку бутылку с горючей смесью, он и заполыхает. Перед тем как повести свою роту в разведку боем, я все продумывал: где начать выходить, где укрыть своих солдат, когда командовать перебежку. Живыми из ада вернулись мои солдаты, и для меня это была главная награда».

Не сдаваться ни врагу, ни беде
Победу бойцы из Ставропольского края встретили в разных местах. Кто-то в Берлине, кто-то на койке в госпитале или дома с подорванным здоровьем, но ни один не забыл о своей мечте стать учителем. Так, для молоденького учителя Петра Яковлевича Бганцева из села Арзгир война началась осенью 1941 года. Он участвовал во многих боях, пока в битве за Черкесск не получил тяжелое ранение. Полгода провел боец в госпитале, но рана на ноге не заживала. При каждом обходе лица врачей становились все озабоченнее. Они вертели его ногу, кололи ее иглой - Петр ничего не чувствовал. Просили пошевелить пальцами - не получалось. «Хорошо», - говорили врачи и уходили. Но он понимал: ногу уже не спасти. Так оно и вышло. Последовала еще одна сложнейшая операция и демобилизация по инвалидности. Молодой учитель не опустил руки. После войны вернулся работать в школу и на протяжении многих лет учил сельских детишек географии. Ученики восхищались ветераном. Автора эссе о фронтовике Татьяну Давыдову он вдохновил избрать профессию педагога.
«Вспоминая своего учителя, я не перестаю поражаться мужеству и стойкости наших русских людей. Они, пройдя через ужас войны, сберегли главное - душу. Не растеряли умения любить, радоваться жизни, быть милосердными, сострадательными. Как у них получилось?! Как смогли?!» - пишет участница конкурса. Этот же вопрос возникает и у нас. Сам Петр Яковлевич Бганцев говорил так: «Война жестока, но именно ее жестокость научила нас понимать ценность человеческой жизни, доброты, взаимного доверия, желания помогать друг другу».
Наверное, то же самое чувствовал Евгений Александрович Тарлаковский - герой эссе учителя из Предгорного района Анны Ивановой. Победу он встретил в госпитале. Тяжелое ранение оставило его без правой руки, но он не впал в отчаяние. Еще на больничной койке он научился писать и рисовать левой рукой. После войны, окончив педагогическое училище, а затем институт, фронтовик долгие годы работал учителем черчения и рисования.

Преподавание было их призванием
Для многих фронтовиков работа в школе стала любимым делом на всю оставшуюся жизнь. Они дарили школьникам знания и теплоту, помогали найти свой путь. С каким достоинством несли они гордое звание учителя! Многие возглавили школы. Так, Николай Кузьмич Калашников сразу после войны стал директором школы в селе Высоцкое. Как пишет в своем эссе Светлана Батищева из Петровского городского округа, личностью он был выдающейся. В студенческие годы Николай получал сталинскую стипендию - высочайшее достижение для того времени. Его звали учиться в аспирантуру, но талантливый математик уехал работать в небольшую станицу в Ростовской области. Когда началась война, Николай трижды обращался в военкомат с просьбой отправить его на фронт, но ему была предоставлена бронь до особого положения на фронте. Четвертая попытка весной 1942 года оказалась успешной. Фронт приближался к Сталинграду. На подступах к Волге шли тяжелейшие кровопролитные бои. В одном из них его - старшину стрелковой роты - тяжело ранили: пробили в суставе локоть правой руки, изрешетили осколками грудь. Один из них в нескольких миллиметрах от сердца врачи не смогли вытащить - было опасно для жизни. Этот осколок он носил в сердце до самой смерти. Через полгода демобилизация. Скромная школа в селе Высоцкая. Его ученики стали для него самыми дорогими на свете. Даже когда он стал отличником просвещения, заслуженным учителем СССР, удостоился ордена Ленина, когда за советом к нему приезжали секретари райкомов партии со всего Ставрополья и даже ректоры педагогических вузов страны, академики, - он и тогда не соглашался на работу «повыше». Сегодня такую преданность трудно даже представить!
Своим ученикам ставропольские педагоги старались привить любовь к Отечеству и родному краю. Учили их быть честными, достойными людьми, усердно трудиться, подставлять плечо товарищу.
«Дорогие ребята! Вы живете в относительно мирное время. Желаю вам стать достойными гражданами России, той земли, за свободу которой мы заплатили двадцатью миллионами жизней в Великой Отечественной войне. Проживите же достойную жизнь - выучитесь, найдите хорошую интересную работу. Постарайтесь стать нужными своей Родине. Любите и берегите Россию, которой сейчас как никогда нужны защитники Отечества. А если и придет тяжелое время, то боритесь за ее свободу и независимость, как это делали мы - ваши отцы и деды», - такое послание оставил ученикам гимназии №19 в Кисловодске учитель-фронтовик Иван Михайлович Галкин. О завете ветерана рассказала в своем эссе Анна Воротова - учитель этой школы.

Сельский музей, известный на всю страну
Многие ставропольские ветераны неохотно вспоминали о своем героическом прошлом - слишком много боли было пережито ими в годы юности. Но они бережно хранили память о своих боевых товарищах. Учителя-фронтовики создавали в своих школах музеи боевой славы, вместе с учениками вели поисковую работу. Так, отважный летчик, талантливый педагог Юрий Иванович Бельгаров 9 мая 1979 года создал в селе Гофицкое краеведческий музей. Экспозицию оформил сам. Глазам первых посетителей предстали более двух тысяч экспонатов. «Особое место здесь заняли бесценные реликвии военного времени: письма с фронта - зачастую последние весточки, множество фотографий, на которых запечатлены те, кто остался на поле брани, и те, кому посчастливилось вернуться. Из 756 человек, ушедших на фронт, возвратились в село только 107. Хранятся в музее и реликвии 71‑й дивизии, которая освобождала село от фашистов. С ее ветеранами музей долго поддерживал прочную связь, а на стендах - летопись этой дружбы», - пишет в своем эссе заместитель директора школы №6 села Гофицкое Ольга Коленкина.
В музей привозили на экскурсию пионерские лагеря. Здесь побывали гости почти со всех уголков бывшего СССР - от Прибалтики до Дальнего Востока. Через шесть лет музею присвоили почетное звание «народного», а позже присвоили имя его основателя. Сегодня он является филиалом Ставропольского государственного краеведческого музея имени Г.Н.Прозрителева и Г.К.Праве.

Красные следопыты ведут поиски
Большую работу по сохранению памяти о защитниках Родины проделал Козьма Козьмич Персков - легендарный директор школы №10 в селе Ачикулак. Как рассказывает в своем эссе его ученица Людмила Лихтанская, по инициативе ветерана в школе зародилось движение красных следопытов. Осенью 1965 года комсомольцы решили установить имя летчика, принявшего неравный бой в небе над селом 5 ноября 1942 года. Через Центральный архив Министерства обороны следопыты узнали, что во время войны здесь сражался 4‑й Гвардейский Кубанский казачий кавалерийский корпус. Ребята выяснили, что в братских могилах покоится прах более пятисот советских воинов, умерших от ран в ноябре - декабре 1942 года. За 10 лет поисковой работы под руководством Козьмы Козьмича школьники восстановили имена сотен героев, павших в боях за Ачикулак, установили связь с их родными и близкими, организовали с ними встречи и переписку. Выяснили комсомольцы и имя летчика, погибшего в воздушном бою над селом. Им оказался Дзантемир Алексеевич Чипиров. При школе создали музей боевой славы. В экспозиции представлены собранные «следопытами» материалы. Установили в селе и памятник летчику. Деньги собрали комсомольцы.
Конкурс «Учитель Ставрополья на войне», объявленный краевой организацией Профсоюза образования, напомнил всем нам о скромных учителях-героях. Большинство из них уже ушли из жизни. Судьба многих бойцов неизвестна. Так, воспитатель детского сада №43 в городе Ессентуки Юлия Петрова долгие годы пытается найти информацию о прадеде Григории Набоке. До войны он работал учителем истории в родном селе Отказное, а в июне 41‑го добровольцем ушел на фронт, оставив дома молодую жену и четверых детей. Был простым солдатом. Участвовал в Курской битве. Там и потерялись его следы. Последнее известие о нем - извещение на сером бумажном клочке: «Ваш муж, рядовой Набока Григорий, находился на фронте… пропал без вести в июле 1943 года». «Я не видела своего прадеда даже на фотографиях. Знаю о нем совсем немного: жил, растил и учил детей, ушел добровольцем защищать дом, родных, Родину, уверена, хотел выжить и вернуться к семье, в родное Отказное, пропал без вести в 1943 году. Но я помню простой подвиг простого учителя из села Отказное Ставропольского края, и его будет помнить моя дочь, праправнучка учителя и солдата Григория Набока», - пишет Юлия Петрова.

Никто не будет забыт!
Наш общий долг - помнить, какой ценой была завоевана Победа, воспитывать у новых поколений бережное отношение к ее наследию. Чем дальше в историю уходят события Великой Отечественной войны, тем важнее передать суровую и героическую правду о ней. Ставропольская краевая организация Общероссийского Профсоюза образования вносит свой вклад в это общее дело через патриотические проекты, акции и такие конкурсы, как «Учитель на войне». Его итоги подведены. Работы конкурсантов войдут в электронную Книгу памяти. Познакомиться с ней сможет любой желающий. А впереди новые проекты и акции.