Дистанционное образование - это формат реализации образовательных программ, при котором педагог и обучающийся находятся на расстоянии друг от друга и взаимодействуют, используя интерактивные информационные технологии и электронные образовательные ресурсы.
Из Федерального закона №273 «Об образовании в РФ», статья 16 «Реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий»:
«1. Под электронным обучением понимается организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников. Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников.
<…>
3. При реализации образовательных программ с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий в организации, осуществляющей образовательную деятельность, должны быть созданы условия для функционирования электронной информационно-образовательной среды, включающей в себя электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных технологий, телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств и обеспечивающей освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся».

Для организации дистанционного обучения в школе могут быть использованы различные онлайн-платформы, например:
- Российская электронная школа - resh.edu.ru;
- Учи.ру - uchi.ru;
- Яндекс.Учебник - education.yandex.ru/home;
- Решу ЕГЭ - ege.sdamgia.ru;
- Решу ОГЭ - oge.sdamgia.ru;
- Открытый банк заданий ОГЭ и ЕГЭ - www.fipi.ru;
- Якласс - www.yaklass.ru;
- Фоксфорд - foxford.ru;
- Интернет-урок - interneturok.ru.

Российская электронная школа (РЭШ)
Российская электронная школа - это информационно-образовательная среда, которая объединяет учителей, обучающихся и их родителей. На данной платформе собран учебный материал по всем предметам (от алгебры до физической культуры) школьной программы с 1‑го по 11‑й класс. На платформе можно найти множество обучающих материалов для детей, методических материалов для педагогов.
Для начала работы на платформе необходимо пройти регистрацию. После этого открывается доступ не только к теоретическому материалу по предмету, но и к практическим заданиям. Ученик выбирает необходимый ему предмет, затем тему. После того как выбрана тема, школьник может прочитать теоретический материал или просмотреть видеоматериал к данному уроку. Затем ребенку открываются тренировочные задания по теме урока. Последний этап урока - контрольные задания. Каждый ученик прикреплен к нескольким учителям-предметникам. Учитель в своем личном кабинете может выдавать задания индивидуально каждому ребенку. Получив задание, ученик приступает к его выполнению, затем загружает свой ответ (в виде текста или в виде прикрепленного файла). В личном кабинете ученика доступна статистика (дневник) по просмотренным урокам и выполненным заданиям. К сожалению, в личном кабинете учителя нет журнала, а значит, нет возможности отслеживать успехи прикрепленного к нему ученика.

Решу ОГЭ/решу ЕГЭ
Данные онлайн платформы можно использовать при подготовке к выпускным экзаменам. Как и на любой другой платформе, здесь возможна регистрация и учителей, и детей.
Учитель-предметник имеет возможность самостоятельно формировать для детей варианты ОГЭ/ЕГЭ по любому предмету. Ученики в своем личном кабинете открывают сформированный для них вариант и выполняют его в режиме реального времени. После завершения работы с вариантом заданий в личных кабинетах учителя и ученика доступна статистическая информация: какие задание и по каким темам были выполнены или не выполнены; рекомендации - на какие темы необходимо обратить внимание.

Связь учитель-ученик
При дистанционном обучении важную роль играет система взаимодействия учителей и обучающихся. Перед тем как ученики начнут работать на какой-либо дистанционной платформе, они должны получить информацию о том, где они будут работать, какие именно материалы просматривать.
Для связи с обучающим в первую очередь необходимо использовать электронные дневники. В Калужской области в настоящее время используется система «Сетевой Город. Образование». В этой системе учителя-предметники, заполняя журнал, записывают темы уроков и домашнее задание. В электронном дневнике ребенка отображаются все темы и задания к каждой теме. Учителя-предметники могут отправлять сообщения лично каждому ученику или целым группам обучающихся. Например, только ученикам начальной школы. Через сообщения ученикам может быть передано домашнее задание, дополнительные материалы для конкретного урока. К сообщениям можно прикреплять файлы (видео, аудио, фотографии и др.). Используя систему внутренней связи, ученики могут отправлять задания на проверку учителю.
Для общения с обучающимися среднего и старшего звена возможно использовать системы мгновенного обмена сообщениями - Viber, WhatsApp и электронную почту.
При грамотной организации дистанционного обучения можно обеспечить качественное образование, соответствующее требованиям современного общества.

Елена ИЛЬИНА,
учитель Михеевской основной школы

Калужская область

Прим. ред. Материал Елены Ильиной, посвященный сервисам web 2.0 «Виртуальная платформа, реальный результат», читайте в №13 «МП» от 26 марта 2020 года.