В соответствии с частью первой статьи первой Федерального закона от 21.12.1994 №68‑ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее - ФЗ №68‑ФЗ) чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
При этом территория, на которой сложилась чрезвычайная ситуация, будет являться зоной чрезвычайной ситуации (ч. 4 ст. 1 ФЗ №68‑ФЗ).
На данной территории устанавливаются меры, определяемые в зависимости от обстановки, прогнозирования угрозы чрезвычайной ситуации и возникновения чрезвычайной ситуации, порядок организации деятельности органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и основные мероприятия, проводимые указанными органами и силами в режиме повседневной деятельности, определяемые законодательством как режим функционирования органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Указанные меры осуществляются при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (ч. 6 ст. 1 ФЗ №68‑ФЗ).
Для введения режима чрезвычайной ситуации в установленном законодательством порядке предусмотрены соответствующие критерии, учитывающие такие факторы, как количество людей, погибших и (или) получивших ущерб здоровью, либо материальный ущерб и прочее (подробнее см. Постановление Правительства Российской Федерации от 21.05.2007 №304 «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»).
При введении режима чрезвычайной ситуации в зависимости от классификации чрезвычайных ситуаций, а также от других факторов, влияющих на безопасность жизнедеятельности населения и требующих принятия дополнительных мер по защите населения и территорий от чрезвычайной ситуации, устанавливается один из следующих уровней реагирования (п. 8 ст. 4.1 ФЗ №68‑ФЗ в редакции Федерального закона от 3.07.2019 №159‑ФЗ):
а) объектовый уровень реагирования - решением руководителя организации при возникновении чрезвычайной ситуации локального характера и ее ликвидации силами и средствами организации;
б) местный уровень реагирования:
    решением главы местной администрации городского поселения при возникновении чрезвычайной ситуации муниципального характера и привлечении к ее ликвидации сил и средств организаций и органов местного самоуправления городского поселения;
    решением главы местной администрации муниципального района при возникновении чрезвычайной ситуации муниципального характера и привлечении к ее ликвидации сил и средств организаций и органов местного самоуправления муниципального района;
    решением главы местной администрации городского округа при возникновении чрезвычайной ситуации муниципального характера и привлечении к ее ликвидации сил и средств организаций и органов местного самоуправления городского округа;
    решением должностного лица, определяемого законом субъекта Российской Федерации - города федерального значения, при возникновении и ликвидации чрезвычайной ситуации муниципального характера на внутригородской территории города федерального значения;
в) региональный уровень реагирования - решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) при возникновении чрезвычайной ситуации регионального или межмуниципального характера и привлечении к ее ликвидации сил и средств организаций, органов местного самоуправления городского поселения, муниципального района, городского округа и органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, оказавшихся в зоне чрезвычайной ситуации;
г) федеральный уровень реагирования - решением Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности при возникновении чрезвычайной ситуации федерального или межрегионального характера и привлечении к ее ликвидации сил и средств федеральных органов исполнительной власти и государственных корпораций и (или) сил и средств органов исполнительной власти двух и более субъектов Российской Федерации, оказавшихся в зоне чрезвычайной ситуации.
Следует отметить, что в настоящее время решение Правительства Российской Федерации по введению режима чрезвычайной ситуации отсутствует.
Исполнительные органы государственной власти, а также губернаторы отдельных субъектов Российской Федерации определяют сложившуюся ситуацию распространения новой коронавирусной инфекции (2019‑nCoV) в качестве обстоятельства непреодолимой силы (см. Указ мэра Москвы от 14.03.2020 №20‑УМ; письмо Министерства финансов Российской Федерации от 19.03.2020 №24-06-06/21324; письмо ФАС России от 18.03.2020 №ИА/21684/20).
В этой связи до введения ограничительных мероприятий (карантина) в установленном порядке следует отметить, что работнику следует оформить листок нетрудоспособности (больничный лист) в случае возвращения в Россию из стран, где зарегистрированы случаи заболеваний новой коронавирусной инфекцией (2019‑nCoV).
В соответствии с постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 18.03.2020 №7 «Об обеспечении режима изоляции в целях предотвращения распространения 2019‑nCoV» (зарегистрировано в Минюсте России 18.03.2020, регистрационный №57771) лицам, прибывшим на территорию Российской Федерации, необходимо незамедлительно сообщить о своем возвращении, месте, датах пребывания за рубежом, контактную информацию, включая сведения о месте регистрации и месте фактического пребывания, на горячую линию, организованную в Российской Федерации.
В случае появления любого ухудшения состояния здоровья незамедлительно обращаться за медицинской помощью на дому без посещения медицинских организаций и сообщить данные о своем прибытии на территорию Российской Федерации.
Выполнять требования по изоляции в домашних условиях (нахождению в изолированном помещении, позволяющем исключить контакты с членами семьи и иными лицами, не подвергнутыми изоляции) сроком на 14 календарных дней со дня прибытия на территорию Российской Федерации.
Принимая во внимание конституционное право работника на безопасные условия труда (ст. 37 Конституции Российской Федерации, ст. 219 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ), в соответствии с Федеральным законом №68‑ФЗ, Федеральным законом от 30.03.1999 №52‑ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Положением о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 №794, учитывая рекомендации Федеральной службы по надзору в сфере прав потребителей и благополучия человека от 10.03.2020 №02/3853-2020-27 по профилактике новой коронавирусной инфекции (2019‑nCoV), методические рекомендации по режиму труда органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций с участием государства, разработанные Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации, в целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции (2019‑nCoV) органы власти рекомендуют переводить работников на режим дистанционной работы, предусмотренный главой 49.1 ТК РФ.
Перевод работников на дистанционную работу в целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции (2019‑nCoV) является временным изменением условий трудового договора.
В соответствии с частью 1 статьи 312.1 ТК РФ дистанционной работой является выполнение определенной трудовым договором трудовой функции вне места нахождения работодателя, его филиала, представительства, иного обособленного структурного подразделения (включая расположенные в другой местности), вне стационарного рабочего места, территории или объекта, прямо или косвенно находящихся под контролем работодателя, при условии использования для выполнения данной трудовой функции и для осуществления взаимодействия между работодателем и работником по вопросам, связанным с ее выполнением, информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет.
При этом за работником должны сохраняться все социально-трудовые права и гарантии, включая уровень заработной платы.
Следует отметить, что трудовая функция работника не изменяется, временно меняется лишь режим его работы (ч. 3 ст. 312.1 ТК РФ).
При этом перевод работников на дистанционную работу должен оформляться распорядительным актом руководителя организации, в котором будут оговорены условия удаленной работы и ее сроки (или событие, например, «на период мероприятий, направленных на нераспространение новой коронавирусной инфекции (2019‑nCoV)»), иначе такая временная работа может стать постоянной.
Также условие о том, что работа будет выполняться дистанционно, можно закрепить в дополнительном соглашении к трудовому договору с учетом особенностей главы 49.1 ТК РФ.
При этом изменение условий трудового договора в этом случае также возможно по соглашению сторон путем заключения дополнительного соглашения к трудовому договору работника в письменной форме, в котором возможно определить сроки и условия дистанционной работы, (например, режим труда и отдыха, на чьем оборудовании будет работать работник, объем работы, порядок и сроки направления работником отчетов о выполненной работе и прочее).
Оплата труда работодателем должна производиться в прежнем размере.
Кроме того, 25 марта 2020 года вступил в силу Указ Президента Российской Федерации от 25.03.2020 №206 «Об объявлении в Российской Федерации нерабочих дней», в соответствии с которым с 30 марта по 3 апреля 2020 года установлены нерабочие дни с сохранением за работниками заработной платы.
Статьей 2 данного указа Президента РФ устанавливается закрытый перечень организаций, на работников которых не распространяется норма об установлении нерабочих дней:
а) непрерывно действующие организации;
б) медицинские и аптечные организации;
в) организации, обеспечивающие население продуктами питания и товарами первой необходимости;
г) организации, выполняющие неотложные работы в условиях чрезвычайных обстоятельств, в иных случаях, ставящих под угрозу жизнь или нормальные жизненные условия населения;
д) организации, осуществляющие неотложные ремонтные и погрузочно-разгрузочные работы.
В этой связи следует отметить, что трудовое законодательство содержит понятия «выходные дни» (ст. 111 ТК и «нерабочие праздничные дни» (ст. 112 ТК РФ). Перечень последних строго определен. Тогда как выходной день предоставляется работнику в качестве еженедельного непрерывного права на отдых (ст. ст. 110, 111 ТК РФ) и является для работника соответственно нерабочим днем.
При пятидневной рабочей неделе работникам предоставляются два выходных дня в неделю, при шестидневной рабочей неделе - один выходной день. Общим выходным днем является воскресенье. Второй выходной день при пятидневной рабочей неделе устанавливается коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка. Оба выходных дня предоставляются, как правило, подряд (ч. 1, 2 ст. 111 ТК РФ).
По общему правилу работа в выходной или нерабочий праздничный день оплачивается не менее чем в двойном размере (ст. 153 ТК РФ).
Однако следует понимать, что подобные экстренные меры введены главой государства в условиях работы на период мероприятий, направленных на нераспространение новой коронавирусной инфекции (2019‑nCoV), следовательно, оплата за месяц работника, который будет находиться дома в указанный период, не изменится.
В целях установления единообразного подхода работодателей к режиму работы с 30 марта по 3 апреля 2020 года Минтруд опубликовал рекомендации работодателям в отношении применения (распространения) на работников режима нерабочих дней, одобренные по итогам заседания оперативного штаба по предупреждению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации. В них рекомендуется не распространять режим нерабочих дней в этот период на работников:
    непрерывно действующих организаций, в том числе в сфере энергетики, теплоснабжения, водоподготовки, водоотчистки и водоотведения; организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты и в отношении которых действует режим постоянного государственного контроля (надзора) в области промышленной безопасности; организаций, эксплуатирующих гидротехнические сооружения; организаций атомной промышленности; строительных организаций, приостановка деятельности которых создаст угрозу безопасности, здоровью и жизни людей; организаций, осуществляющих предоставление гостиничных услуг; организаций сельскохозяйственной отрасли, занятых на весенних полевых работах;
    медицинских и аптечных организаций, а также организаций социального обслуживания;
    организаций, обеспечивающих население продуктами питания и товарами первой необходимости, в том числе производителей продуктов питания и товаров первой необходимости; организаций, которые в целях обеспечения населения продуктами питания и товарами первой необходимости оказывают складские услуги, транспортно-логистические услуги, а также организаций торговли;
    организаций, выполняющих неотложные работы в условиях чрезвычайных обстоятельств, в иных случаях, ставящих под угрозу жизнь и нормальные жизненные условия населения, в том числе предприятий, выпускающих средства индивидуальной защиты, дезинфицирующие средства, лекарственные средства, медицинские изделия, теплотелевизионные регистраторы, бесконтактные термометры и установки обеззараживания воздуха, а также предприятий, выпускающих материалы, сырье и комплектующие изделия, необходимые для их производства; организаций, деятельность которых связана с защитой здоровья населения и предотвращением распространения новой коронавирусной инфекции. Кроме того, к подобным организациям следует отнести организации в сфере обращения с отходами производства и потребления; организации, осуществляющие жилищно-коммунальное обслуживание населения; организации системы нефтепродуктообеспечения; организации, предоставляющие финансовые услуги в части неотложных функций; организации, осуществляющие транспортное обслуживание населения;
    организаций, осуществляющих неотложные ремонтные и погрузочно-разгрузочные работы;
Пенсионного фонда Российской Федерации и его территориальных органов, обеспечивающих выплату пенсий, а также осуществление иных социальных выплат гражданам;
    Фонда социального страхования Российской Федерации и его территориальных органов, обеспечивающих организацию и осуществление выплат по обязательному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием;
    Федерального фонда обязательного медицинского страхования и территориальных фондов обязательного медицинского страхования, выполняющих функции по обеспечению оплаты медицинским организациям оказанной медицинской помощи.
Режим нерабочих дней не распространяется на государственных и муниципальных служащих в соответствии с решением руководителей соответствующих органов государственной и муниципальной власти.
Руководители организаций, на которые распространяется режим нерабочих дней с 30 марта по 3 апреля 2020 года, обязаны обеспечить на вверенных им объектах соблюдение требований законодательства в области антитеррористической защищенности, промышленной, транспортной безопасности, а также иных обязательных требований, норм и правил.

__________
    Режим доступа онлайнинспекция.рф/covid19.
    В настоящее время Общероссийский Профсоюз образования в рамках ФНПР принимает участие в разработке Единых рекомендаций по режиму труда с Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации, которые в данный момент официально Минтрудом России не изданы.
    Об особенностях организации удаленной работы и оформления больничных в период кампании по противодействию распространению коронавируса подробнее см. ответы Минтруда России на официальном сайте ведомства. Режим доступа rosmintrud.ru/employment/employment/785.