- Мария, что вам дали победы в конкурсах профессионального мастерства?
- Самая главная победа - это само участие в конкурсах, это возможность пообщаться и обменяться опытом с яркими представителями профессии. Каждый конкурсный этап был по-своему интересен и раскрывал участников с неожиданной стороны, но особенно важно было дойти до финала. Опыт - то, ради чего стоит участвовать в конкурсах профессионального мастерства, ты всегда узнаешь новое у своих коллег.
- Почему вы решили стать учителем, это мечта детства или уже осознанный взрослый выбор?
- Впервые мысль стать учителем посетила меня в начальной школе. Вдохновила первая учительница - Татьяна Евгеньевна Федосеева. Для нашего класса она была школьной мамой: научила учиться, уважать друг друга, ставить перед собой высокие цели и непременно добиваться их. Со временем предпочтения менялись от творческих профессий до инженерных. Но выбор определили мои ощущения: посетив вузы Уфы, только в Башкирском государственном педуниверситете я почувствовала себя комфортно и спокойно. Даже мысли не было идти в другое место, отдала оригиналы документов и поступила.
Когда училась на первом курсе, примеряла на себя роль педагога дополнительного образования. Уже на тот момент стало ясно, что свою жизнь я посвящу детям. Работала с волонтерами и аниматорами в подростковом клубе. Для меня было ценно то, что я тянулась к детям, а дети тянулись ко мне. Поняв, что нужно развиваться, на выпускном курсе устроилась учителем математики в уфимскую гимназию №86, но, проработав всего один триместр, уволилась, потому что, на мой взгляд, не справлялась и не соответствовала тому образу учителя, который представляла себе, учась в университете. И если говорить честно, это было личное поражение, и оно перевернуло мою жизнь. На протяжении года после получения диплома я выбирала места работы, далекие от образования, и уходила сразу после осознания, что нахожусь не на своем месте. Когда в очередной раз стояла перед выбором, со мной связался директор той же 86‑й гимназии… Тогда я решила, что готова позволить себе вернуться к детям. Так что в профессию я пришла осознанно.
- Средний возраст педагогов в российских школах близок к 50 годам, вам - 24 года. Тяжело ли молодому учителю влиться в уже сложившийся коллектив? С какими проблемами сталкивается выпускник педагогического университета в первый год работы в школе?
- Скорее не тяжело, а страшно. Особенно страшно вливаться в коллектив во второй раз, ведь первое впечатление во второй раз произвести невозможно. На самом деле я восхищаюсь своими коллегами, мне приятно работать в коллективе профессионалов. Возможно, мне повезло, но коллектив встретил меня тепло. От некоторых коллег я чувствую материнскую заботу: они всегда поддержат, подскажут.
Главная трудность, с которой я столкнулась, придя в школу, - это сложности работы с родителями. К сожалению, этому выпускника педуниверситета может научить только время и опыт. Мне в этом вопросе отлично помог конкурс «Учитель года».
- Какие инновационные подходы вы используете по отношению к своим ученикам? Вы знаете, как наладить контакт с современным ребенком?
- На своих уроках активно использую информационно-коммуникационные технологии, в основном для обеспечения наглядности, ведь 85% современных учеников - визуалы. Также мне довольно близка технология развивающего обучения, которая активно используется в математике. Небольшая разница в возрасте с учениками помогает понять трудности, с которыми сталкиваются ребята.
- На ваш взгляд, меняется ли сегодня роль учителя, когда у ваших учеников есть доступ к невероятным объемам информации?
- Естественно, роль учителя меняется, и это веление времени. Изменчивость мира ведет к появлению новых задач перед педагогом. Говоря об огромном потоке информации, льющемся на ребенка, я для себя ставлю задачу научить эту информацию добывать, фильтровать и мыслить критически, понимать, как важно обращаться к первоисточникам и проверять достоверность используемой информации.
- Сейчас в Интернете можно найти лекции преподавателей ведущих университетов мира, соответственно, ученики имеют возможность сравнивать с ними своего учителя. Какие приемы вы используете для того, чтобы удержать внимание аудитории? Откуда черпаете вдохновение?
- Лучший прием - личность педагога. Если учитель не интересен как человек, сухо дает информацию, сложно удержать внимание, особенно детское. Внимание учеников удается привлечь собственными «горящими» глазами. Важно, чтобы ребята видели, как я люблю свой предмет, и тогда, возможно, они полюбят его и сами. Видимо, я еще не нуждаюсь в дополнительном вдохновении. Я люблю свое дело, люблю своих детей и свой предмет… Именно это вдохновляет.
- Обычно победитель Всероссийского конкурса «Учитель года» получает возможность стать помощником министра образования на добровольных началах. А какие идеи и предложения вы бы донесли до министра? На какие проблемы учителей, по вашему мнению, государство должно сегодня обратить внимание?
- На мой взгляд, основной проблемой современного учителя является то, что у него очень мало времени быть учителем. На него возложено много задач. Зачастую это не только качественная подача програм­много материала, но и необходимость вести постоянный мониторинг успеваемости учеников по другим предметам, быть на связи с родителями 24 часа в сутки, выполнять методическую работу, вести документацию, участвовать в школьных, районных и городских мероприятиях, регулярно посещать семинары и педагогические советы. Мы не только учителя, но и методисты, и классные руководители, и много чего еще должны выполнять. Думаю, что мечта всех учителей - просто учить детей.

Уфа