Это одна из ярчайших жемчужин мировой оперы. Шедевр Джакомо Пуччини в постановке культового театрального режиссера Роберта Уилсона, который также создал освещение и сценографию для спектакля, стал крупным международным проектом. В нем приняли участие театр «Реал» в Мадриде (именно там прошла премьера постановки в предыдущем сезоне), Канадская опера в Торонто, Гранд-опера в Хьюстоне (США). Нам посчастливилось увидеть действо воочию в Литовском театре оперы и балета.
Пуччини - один из самых исполняемых композиторов в мире, а его оперы «Богема», «Тоска», «Мадам Баттерфляй» значатся в Топ-10 самых исполняемых опер. «Турандот» ставится реже, но от этого хуже не становится.
Первоначальный сюжет был изложен еще в XII веке Низами, его поэма помещалась в сборники персидских сказок. В дальнейшем идея привлекла внимание и получила развитие у Карло Гоцци, который написал сказку о жестокой, бессердечной и непреступной китайской принцессе Турандот, сметающей все на своем пути, но побежденной любовью принца Калафа.
Идея создания оперы на сказочный сюжет родилась у Пуччини еще в 1919 году, произошло это под влиянием ярких впечатлений от драматического спектакля в театре Макса Рейнхардта. К работе над оперой были привлечены и известные либреттисты Джузеппе Адами и Ренато Симони. Однако сам композитор не остался в стороне и давал четкие указания своим либреттистам насчет содержания и структуры оперы.
Напряженная работа длилась до самой смерти композитора в 1924 году: то увлеченно, с энтузиазмом, то замедленно и с длительными остановками. За это время он успел написать примерно 75-85% объема оперы, не завершив последнего длинного дуэта Турандот и Калафа и заключительной сцены третьего акта. Пуччини чувствовал, что не успеет дописать оперу, торопился, а болезнь тем временем только наступала. Опера стала известна во всем мире в версии, оконченной усилиями младшего друга Пуччини Франко Альфано, который использовал сохранившиеся наброски композитора.
Мировая премьера «Турандот» состоялась 25 апреля 1926 года в знаменитом миланском театре «Ла Скала» под управлением дирижера Артуро Тосканини. В тот вечер после сцены смерти Лю маэстро опустил дирижерскую палочку, повернулся к зрителям и объявил, что здесь заканчивается опера, на этом месте Джакомо Пуччини перестал сочинять. Все встали, миланская публика разошлась по домам в глубоком молчании. И лишь на следующий день оперу представили полностью, с финалом Франко Альфано. В том же году «Турандот» начала свое триумфальное шествие по миру.
Проблема концовки оперы долго мучила Пуччини, он постоянно думал над созданием верного и правдивого финала, сокрушался над вопросом: может ли очиститься железная Турандот, принесет ли самопожертвование женственной и искренно любящей Калафа Лю мир и любовь в сердце коварной принцессы? И не случайно, наверное, именно «Турандот» Пуччини считал своим лучшим произведением, а исследователи его творчества считают ее лебединой песней композитора.
Финал Альфано часто подвергался и подвергается критике, что, мол, он противоречит композиторской задумке Пуччини. Сейчас в мире идут постановки, в которых опера заканчивается на смерти Лю, включая только пуччиниевский «текст». Но все же режиссеры и дирижеры тяготеют к постановкам с использованием того или иного финала. Впоследствии другие варианты финала оперы предложили композиторы Лучано Берио (премьера состоялась в 2002 году), Хао Вейя (премьера состоялась в 2008 году), которые не так оптимистичны, но и не столь популярны в театрах.
Без финала опера получается короткой, а партия принцессы Турандот - слишком малой. Да и зрители в зале хотят узнать, чем все заканчивается. Поэтому финал делает оперу законченной, полноценной, при этом даже не важно, хороший он или плохой. Зато окончание оперы на смерти Лю дает большую пищу для размышлений, зрительских загадок и вопросов. Турандот остается тираном, а Лю - любящей и заботливой. Что важнее для женщины - власть или любовь? Ответ не столь очевидный.
В «Турандот» гармонично соединены и восточная философия, и китайский ориентализм, реальность и мистика, жестокость и любовь; известные арии главных героев органично сочетаются с массовыми сценами, грандиозные хоры украшены красивыми симфоническими эпизодами. В «Турандот» и хор поднят на недосягаемую вершину, по сути, став одним из главных действующих лиц. Всем этим удачно пользуется команда постановщиков спектакля.
Режиссер Роберт Уилсон проявляет необычайную точность и внимание к деталям: каждое движение просчитано, ритм света и действия удивительно созвучны. Главной доминантой становится всепоглащающий яркий красный цвет и свет, который дополняется черным, белым и синим (любимым у Уилсона). Алая луна, как и цвет костюма Турандот, украшает сцену перед спектаклем и во время антракта, демонстрирует властность и жестокость принцессы, которая не может излечиться.
Уилсон любит сказочные сюжеты, ставит их волшебно, да и само действие «Турандот» происходит в сказочные времена. Спектакль получился современным и стильным, эстетским и вневременным, без «обязательных» китайских особенностей, халатов и примет, за которыми часто прячутся художники и режиссеры, желая продемонстрировать величие императорского Китая и вызвать радость у публики.
У Уилсона иной подход. Режиссер не боится поставить спектакль актуально и современно, но в то же время классически. Удивительным образом он сделан с большим художественным вкусом, любовью и вниманием к композитору. Из недостатков отмечу отвлекающее и слишком частое движение китайских министров Пинга, Панга и Понга на сцене, которые иногда переигрывают, а также несинхронность некоторых статистов во время выполнения не самых простых пластических задач.
Динамика спектакля только нарастает к финалу, а внимание теряется лишь в начале второго акта (но это вопрос скорее к либретто и самому Пуччини). В слишком длинной сцене рассуждений китайских министров публика готовится услышать судьбоносные загадки принцессы, разгадка которых приведет к смерти Лю, к одиночеству Тимура, радости императора и катарсису народа. Не приведет это только к соединению Турандот и Калафа.
Дирижер Модестас Питренас управляет оркестром эмоционально и ярко, сама партитура к этому располагает. Оркестром и хором проделана большая работа, что приводит к правдоподобному и качественному результату. Дирижер представляет четкую цель, уверенно ведет к ней солистов, театр и зрителей.
Главные партии в опере исполнили Сандра Янушайте (Турандот), Камен Чанев (Калаф), Агне Станчикайте (Лю), Людас Норвайшас (Тимур), Олег Орловс (Алтоум), Хуан Антонио Санабрия (Понг), Виченц Эстеве (Панг), Стяпонас Зонис (Пинг).
Турандот в исполнении Сандры Янушайте была холодной и расчетливой, справилась с поставленной режиссером задачей - показать, что власть намного интереснее любви. В конце спектакля герои не соединяются в страстном любовном порыве, Калаф незаметно удаляется в глубь сцены, а принцесса остается в одиночестве. Возможно, что не хватило мощи и металла голосу, но со сложнейшей партией певица справилась.
Стоит отметить грамотный подбор певцов, исполнивших убедительно свои партии, и работу ­хора.
Признаюсь, что многие отговаривали от поездки, что де ловить в Вильнюсе? Но часто сейчас мы и в признанных оперных домах такого не то что не слышим, но и не видим. Может, стоит поменять курс, сделав акцент на театрах «второго эшелона»? Но к столицам и лидерам, как и к ученикам в школе, одни критерии и требования, к середнякам - вторые, к отстающим - третьи.
До этого удавалось посмотреть «Турандот» в разных постановках в Москве, Вене, Будапеште и Лондоне, которые при всех внешних различиях были слишком похожи друг на друга по сущности. Литовская принцесса кардинально отличается от всего увиденного ранее, а новая работа Уилсона в Вильнюсском театре однозначно нужная и полезная, поскольку существенно поднимает уровень театра, хора, оркестра и зрителей!
Следующие спектакли можно будет посмотреть уже в сентябре этого года. Надеемся, что все успокоится к тому времени, а театры возобновят работу.
Роберт Уилсон в очередной раз продемонстрировал, что у оперы есть надежда на хорошее будущее. На будущее, в котором режиссер не выпячивает себя, не шокирует, не потрясает, а идет от замысла композитора, от написанной музыки и либретто, современно действуя по классическим законам театрального искусства, сотрудничая с музыкантами и артистами, добиваясь сценической правды.