Сам термин skills с английского языка означает способность выполнить задачу с предопределенным результатом. И это понятие шире, чем знакомое нам значение слово «навык»! Это целый комплекс навыков, знаний и компетенций, которые человек применяет в той или иной ситуации. В самой простой интерпретации skills мы разделяем их на две группы: hard («твердые навыки») и soft («мягкие навыки»).
Твердые навыки (hard) - это навыки профессиональной деятельности, которые осваиваются в процессе учебы в школе, колледже и иных учебных заведениях, это те навыки, которые фактически отражены в аттестатах, дипломах и различных удостоверениях. Современная московская школа дает широчайшую возможность овладеть hard skills любым категориям жителей Москвы: уроки в школе, дополнительное образование для детей и взрослых, проект «Московское долголетие» - все это позволяет не только в разные сроки получить необходимые компетенции, но потом и наглядно их продемонстрировать, участвуя в различных конкурсах и чемпионатах. В конечном итоге, устраиваясь на работу, мы предъявляем перечень твердых навыков, которыми владеем. Кстати, уровень владения твердыми навыками проверяется достаточно легко: экзамены, тестирования, выполнение практического задания. Но достаточно ли владеть только hard skills, чтобы стать успешным в профессии?
Результаты исследования, проведенного в Гарвардском университете (Harvard University) и Стенфордском исследовательском институте (Stanford Research Institute), говорят о том, что вклад hard skills в профессиональную успешность сотрудника составляет всего 15%, тогда как soft skills определяют оставшиеся 85%. В таком случае становится понятна шутка про увольнение из-за soft skills. Кому же нужны сотрудники, чья неэффективность может вырасти до 85%?
Мягкие навыки (soft) - под этим термином подразумевают широкий спектр умений. Soft - это универсальные компетенции, которые гораздо труднее измерить количественными показателями. Они включают в себя такие умения, как организовывать командную работу, вести переговоры и договариваться с коллегами, креативность, способность учиться и адаптироваться к изменениям. Об этих навыках все чаще говорят как о навыках будущего, которые всегда будут востребованы, несмотря на экономические ситуации или технические изменения. Данные навыки, увы, не увидишь в документах об образовании или удостоверениях о прохождении курсов и тренингов, но как же на уровне школьной жизни наших детей помочь им формировать эти важные навыки?
Ответом на этот вопрос становятся те условия, в которых школа существует в настоящее время. Начиная с дошкольного возраста необходимо вводить проектно-исследовательскую деятельность, участие в KidSkills, метапредметных и социокультурных олимпиадах. Уже в этом возрасте начинаем формировать умение работать в команде и управлять временем, ставить цель и договариваться с другими людьми. Наши дети в процессе учебы не должны бояться ошибиться. Задача школы - помочь овладеть новыми мягкими навыками. Все возможности у нас для этого есть. Именно педагогика останется одной из сфер деятельности, наделенной возможностями расширения границ обучаемого пространства твердых и мягких навыков.

Елена СИЛКИНА,
директор школы №1586