Конечно, это не связано только с длительностью родительства, но эта длительность имеет к этому отношение, и далеко не косвенное. Ведь она - это наш житейский опыт, который позволяет нам анализировать ситуации, в которые мы вовлекаемся, делать выводы и выстраивать пути решения. Для каждого родителя важно, чтобы эффективность сотрудничества с педагогами, с другими родителями была высокой, при этом ребенок мог спокойно и безопасно продолжать обучение и воспитание в том социуме, в котором он сейчас развивается.
Часто встречаемся с тем, что родители считают, что учитель должен. После того как слышишь это, всегда стараешься понять, почему так, почему часть родителей возлагает ответственность на школу в первую очередь. И, конечно, ответ не заставляет себя ждать, это очевидно. Чем меньше может дать родитель своему ребенку, тем больше он требует от тех, кто его окружает. Трудно с воспитанием, сам не получил должного, брал через жизненный опыт, те, кто был рядом, не всегда подсказывали, не помогали с правилами, с нормами, поэтому сейчас ищу, кто же из моего ребенка сделает воспитанного человека. Готов переложить ответственность. Ну-ка, кто рядом? Школа! Вот она-то и будет ответственным должником за эту сферу развития ребенка. А я как родитель, как заказчик услуг спрошу с нее!
И приходится школе, педагогам воспитывать сначала самого родителя, объяснять ему, что если он не будет действовать совместно, если он как лицо, обозначенное законом, не будет участвовать в процессе воспитания и социализации ребенка, то ожидаемого родителем результата не случится. Школа не сможет воспитать и тем более перевоспитать, да и нет у нее такой задачи. Ее задача - помочь вместе с родителями взрастить здоровую, и физически, и морально-нравственно, успешную личность, человека, не обязательно похожего на своих родителей, на педагога. И здесь как школе, так и другим родителям группы, класса неожиданно для себя приходится сталкиваться с родителем, который не видит причин участвовать в жизни ребенка: «Ребенок чистый, сытый, одетый-обутый. Я его вам привел, верните мне его образованным и воспитанным…»
И тогда не только школа должна, но, похоже, и все остальные родители класса, группы должны принять участие в воспитании ребенка такого родителя.
И приходится объяснять, что все дети приходят в школу в первую очередь за знаниями, потому что их родители уже уделяли и уделяют должное внимание вопросам воспитания. А процесс воспитания в школе - это ежесекундные педагогические ситуации, в которых находятся дети и которыми пользуются педагоги для организации постоянного, не прерывающегося процесса воспитания.
Например, заходит ребенок в класс, забыл поздороваться. Учитель не преминет напомнить всем, что для всех учеников и для каждого в отдельности важно услышать слова приветствия при встрече. Это и есть педагогическая ситуация, которой воспользовался учитель, чтобы организовать воспитательный процесс.
И этот процесс должен начинаться в семье, как только родился ребенок. И ни на минуту не прерываться. Воспитывают детей дома родители. И их поведение дома с ребенком и с другими членами семьи воспроизводится детьми в школе и саду.
К сожалению, нет возможности (или она не всегда очевидна) объяснить родителям, что чрезмерная подозрительность к профессионалам, которые находятся рядом с ребенком, как и отстраненность от жизни ребенка, может привести к печальным последствиям в его будущем и будущем семьи.
Родители от своей беспомощности, занятости и собственной несостоятельности пытаются «помочь» ребенку, воспитать его лучше чужими руками. И сложность в том, что они не замечают, что занимаются обвинением всех, кроме себя. И самое плохое, что они ориентированы на поиск новых виновных, нежели на поиск путей решения данной ситуации, они не начинают с анализа собственного поведения. Некоторым родителям необходимо заняться своей жизнью, представлениями, своими эмоциями и наконец-то приступить к выполнению своих родительских обязанностей.
К сожалению, в современном обществе превалируют ориентиры на «добычу» средств, на то, что каждый профессионал должен предоставить максимальный результат тому, кто пользуется его услугами. Будь то повар, врач, портной. Это привносит дополнительные сложности в сотрудничество родителей и школы, им действительно бывает сложно переключаться. Но ведь речь идет не о товаре, а о детях, об их возможностях, результатах и достижениях. И они априори одинаковыми быть не могут.
Но как действовать? Есть вопросы, размышления, попытки объяснить сложности взаимодействия семьи и школы. Есть над чем задуматься!
Вопросы к учителю и воспитателю могут возникнуть всегда. Кто из них очень профессиональный, кто - человечный, кто - заинтересованный, как это понять? Вопрос специфический, и каждый человек воспринимает другого человека по-своему, для кого-то строгий и требовательный - это хороший учитель, а для кого-то нет, и родители ищут мягкости и ласки для ребенка. Но для всех родителей ценно одно - хорошее настроение ребенка после возвращения из школы и желание снова завтра пойти туда.

Ольга ГАЛУЗИНА, заместитель председателя Экспертно-консультативного совета родительской общественности при Департаменте образования и науки города Москвы