Кульминацией IX сезона театрального фестиваля стало выступление театральных групп 10‑х классов, которые представляли свою постановку уже в 9‑й раз. Старшеклассники 10‑го «Г» и 10‑го «Э» учатся в классах распределенного лицея НИУ ВШЭ. Их учебные планы включают проектную и исследовательскую деятельность, курс «Теория познания», факультетский день по направлениям обучения, лектории, работу в читальных залах НИУ ВШЭ. Вместе с тем ребята в полном составе вышли на сцену, чтобы представить свои театральные работы.
Театральный фестиваль - одно из ключевых событий школьной жизни и реализации идей театральной педагогики в образовательной системе школы №1317.

Системность театральных событий
Каждый год по предложению ученического совета школы и при поддержке учителей и родительского сообщества фестиваль включается в план работы школы, а его тематика определяется памятными датами в театральной жизни, содержанием образовательной программы, интересами и запросами учащихся.
В рамках фестиваля складываются свои традиции, принципы его подготовки и проведения: свобода выбора авторов и произведений для постановки, самовыражения, поиска недостающей информации, оригинальность подачи, авторского прочтения, характера сотрудничества взрослых и детей. Все это складывается в школе в течение ряда лет, закрепляется в традициях и правилах.

Воспитание, социализация, реализация системно-деятельностного подхода в образовании
Известно, что театр способен решать очень многие задачи воспитания, социализации, познания мира, сущности человеческих взаимоотношений, развития личностных, познавательных, коммуникативных компетенций. Театр - это возможность заставить зрителя быть неравнодушным к тому, что его окружает в обыденной жизни.
Участие в театральных постановках позволяет ребенку также развивать память (запоминание больших текстов), мышление, воображение, эмоциональный мир: войти в роль, сформировать образ героя, передать смыслы, эмоции. Основным инструментом учебного процесса в школе является речь - грамотная, литературная, эмоциональная, выразительная, богатый словарный запас. Театральные фестивали здесь мощный и незаменимый ресурс.

Школа профессионального самоопределения
В одном из интервью заслуженная артистка России Валентина Кошмина поделилась воспоминаниями о своем приходе в театр: «Сколько помню себя, всегда участвовала в каких-то сценках, читала стихи, танцевала, участвовала в гимнастических этюдах». Вот и в школе №1317 работает этот механизм: ежегодно выпускники поступают в театральные учебные заведения и уже сейчас являются режиссерами, продюсерами, играют в труппах московских драматических и студенческих театров.

Проживание ситуации успеха
В процессе подготовки и участия в фестивале у каждого ребенка появляется возможность прожить ситуацию успеха. Жюри, в состав которого традиционно входят ветераны педагогического труда, представители ученического совета, администрации школы, отмечает не только «звезд», но и роли в эпизодах, второго плана, а также победителей в разных номинациях.
Дети понимают и чувствуют, что на сцене важен каждый штрих, нюанс, каждый герой. Об этом писал и Бернард Шоу: «Так бывает довольно часто - главную трудность представляет не главная роль». Действительно, труднее сыграть роль эпизодическую, да так, чтобы люди тебя заметили.
Проживание ситуации успеха продолжается и тогда, когда лучшие коллективы представляют свои спектакли на фестивалях и конкурсах окружного и городского уровней «Рождественский ангел», «Театральный Олимп», «Грани таланта». Участником последнего стал детский театральный коллектив 4‑го «А» класса со спектаклем по сказке Аркадия Гайдара «Мальчиш-Кибальчиш».
IX театральный фестиваль закрыл свой занавес. Но уже сейчас творческие коллективы классов приступили к подготовке следующего сезона.

Венера ГЛЕБОВА, директор школы №1317;
Людмила БОРИСОВА, методист школы №1317, кандидат педагогических наук