В нашей школе такие возможности на протяжении многих лет предоставляются благодаря комплексному взаимодействию между педагогами и специалистами коррекционного профиля. Грамотная координация действий специалистов обеспечивается психолого-педагогическим консилиумом образовательной организации, который в современных условиях имеет достаточно широкие полномочия, позволяющие определять и уточнять траекторию индивидуального образовательного маршрута каждого воспитанника с ОВЗ.
Дошкольные группы школы №875 обеспечивают возможности обучения и воспитания для детей с тяжелыми нарушениями речи, задержкой психического развития, расстройствами эмоционально-волевой сферы, нарушениями слуха, зрения и опорно-двигательного аппарата. Естественная предметно-развивающая среда создается в комплексе с раннего возраста, и своевременная диагностика позволяет выявить нарушения развития уже у младших дошкольников, что предотвращает появление вторичных проявлений дефекта. Желание родителей или законных представителей обучающихся дает возможность специалистам провести комплексное обследование и своевременно оказать необходимую помощь.
Значительную помощь в оказании психолого-педагогического сопровождения дает городской проект «Ресурсная школа», в котором школа №875 принимает участие с 2015 года, осуществляя также и информационную поддержку педагогов и родителей школ межрайона. Инклюзивное образование и методическое сопровождение этого процесса привлекает специалистов других образовательных комплексов в нашу школу для результативного консультирования и получения практических рекомендаций.
Комплексная диагностика, проведенная специалистами психолого-педагогического сопровождения, учитывающая рекомендации ЦПМПК и ожидания родителей, позволяет разработать гибкий индивидуальный образовательный маршрут. Логопеды, педагоги-психологи и дефектологи обеспечивают специальную поддержку обучающимся, в том числе и с инвалидностью, учитывая содержание индивидуального плана реабилитации и абилитации. Мониторинг эффективности реализации индивидуального образовательного маршрута проводится в школе с учетом оптимального режима не менее трех раз в течение учебного года.
Новые возможности открываются перед обучающимися с особыми образовательными потребностями благодаря участию в интеллектуальных, спортивных, культурно-массовых мероприятиях не только в школе №875, но и на межрайонных, и городских площадках. Открытое образовательное пространство делает окружающую среду действительно безбарьерной. Предоставление услуг тьютора или ассистента не только для свободного перемещения и безопасности, но и для освоения образовательных программ повышает результативность обучения и формирует необходимые социальные навыки. Расширению возможностей профессионального образования содействует участие наших учеников в московском детском чемпионате KidSkills и национальном чемпионате «Абилимпикс».
Современное интерактивное оборудование школы №875, представленное мультимедийными, многофункциональными развивающими комплексами «Логопедическая шхуна», «Ромашка», используют специалисты дошкольных групп для коррекции речевых и неречевых нарушений. Технические средства обучения индивидуального и коллективного использования учитывают физиологические особенности, компенсируя дефициты развития учащихся. Успешное применение оборудования сенсорных комнат как особого способа организации окружающей среды оптимизирует психоэмоциональное состояние детей за счет сочетания различных стимулов. Формы релаксационной и активационной терапии предполагают использование отдельных помещений, что привело к открытию в нашей школе нескольких сенсорных комнат. Характерными способами воздействия является свето-, цвето-, звуко- и ароматерапия, что позволяет большинству детей справляться с мышечными и поведенческими трудностями, улучшая свое психосоматическое состояние.
Цифровые технологии обучения, такие как МЭШ, Школа новых технологий, предоставляют учащимся современные возможности соединения традиционного и интерактивного образования. Часть коррекционных и образовательных модулей в средней и старшей школе осваиваются именно с помощью информационных технологий, что повышает самостоятельность и мотивированность школьников.
Участвуя в городском проекте «Ресурсная школа», мы сопровождаем обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, обеспечивая условия, которые могут быть созданы в любом образовательном комплексе.
Щедро делятся годами накопленным профессиональным опытом специалисты коррекционного профиля, объединяя сопровождение учащихся на каждой ступени в целостную систему. Это позволяет старшеклас­сникам с ограниченными возможностями здоровья успешно использовать имеющиеся у них преимущества для сдачи выпускных экзаменов. Юноши и девушки могут сделать осознанный и желанный выбор будущей профессии.
Явным преимуществом обучения среди обычных сверстников в московской школе шаговой доступности становятся не только образовательные возможности, но, что не менее важно, социальные и межличностные.

Валентина КОРЖЕВИНА,
учитель-логопед школы №875, кандидат педагогических наук