О высоком уровне образования в московских школах говорят и результаты тестирования, проведенного международной программой PISA. Исследование показало, что столичные 15‑летние школьники по уровню читательской и математической грамотности вошли в шестерку лучших в мире.
Результаты международных исследований дают повод Москве не только гордиться своим образованием, но и стремиться удержать взятую высоту.
Первой национальной целью в Указе Президента РФ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» объявлено обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования, вхождение России в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования. Выход указа стимулировал образовательные организации создавать условия для конкурентоспособности своих учеников и на международном уровне, и внутри страны, и в масштабах города.
Для педагогов и администрации школы «Тропарево» подготовка высокообразованных, перспективных, конкурентоспособных выпускников - одна из ключевых задач.
Изменяются экономическая и политическая сферы, развиваются технологии, трансформируются профессии. А потому растут требования к базовому обучению. Сегодняшний образ выпускника школы стал для нас ориентиром в создании современной образовательной среды, стимулом к профессиональному развитию и достижению результатов.
У ученика нашей школы к 11‑му классу сформированы готовность и способность творчески мыслить, находить нестандартные решения, уметь брать ответственность на себя, проявлять инициативу, развить свои способности, то есть быть конкурентоспособным в высокотехнологичном мире.
Определяя современные требования к ученикам, мы учитываем мнение родительской и педагогической общественности. Считаем, что первые лучше представляют, каким должен быть их ребенок по окончании школы, а вторые - как добиться желаемого для обучающихся и их родителей результата.
В этом учебном году мы провели социологический опрос. Родители и педагоги сформировали свой социальный заказ школе. Опрос показал, какие требования к выпускнику характерны для родительской и педагогической общественности школы: набор достаточных знаний и умений; способность находить выход из любой ситуации; умение формулировать цели и выстраивать пути для их достижения. В нашей школе благодаря системе московского образования созданы все условия для формирования этих навыков.
Современный московский школьник обладает уникальной возможностью использовать образовательный ресурс не только своей школы, но и школы большого города. У наших ребят есть возможность проявлять свои способности в проектах «Субботы московского школьника», «Предпрофессиональные классы», «Олимпиады», «Кружки от чемпионов», «Профессиональное мастерство». Ежегодно ребята принимают участие во Всероссийской олимпиаде школьников, Московской олимпиаде школьников, что дает дополнительные возможности при поступлении в ведущие вузы. Большим подспорьем для ребят при подготовке к олимпиадам стали организованные в школе «Кружки от чемпионов. Ассоциации победителей олимпиад» по математике, биологии, истории и обществознанию. На протяжении многих лет с большим интересом обучающиеся школы «Тропарево» участвуют в олимпиаде «Музеи. Парки. Усадьбы», показывая максимально высокие результаты. Еще будучи воспитанниками дошкольных групп, дети имеют возможность погрузиться в мир профессий и проявить себя в конкурсах профессионального мастерства KidSkills и WorldSkills.
На уровне начального общего образования реализуется проект «Эффективная начальная школа». В рамках этого проекта обучаются два 1‑х (2‑х) класса.
Основное общее образование в нашей школе направлено на раннюю профориентацию: 8‑е и 9‑е классы занимаются в предпрофильных группах, где обучение осуществляется по программам углубленного и расширенного образования. Реализуются программы предпрофильного обучения по математике, физике, информатике и ИКТ, английскому языку, второму иностранному языку, биологии, химии, русскому языку и литературе. Для реализации доступности образования и равных возможностей обучающиеся, не поступившие в предпрофильные группы, занимаются в классах с углубленным изучением английского языка и информатики, в которых на базовом уровне осваивают предметы учебного плана.
На уровне среднего общего образования реализуется обучение по профилям: филологический, социально-гуманитарный, лингвистический, химико-биологический, технический, универсальный.
Обучающиеся нашей школы стали победителями (завоевали 1‑е место) на VII открытом чемпионате профессионального мастерства «Московские мастера» по стандартам WorldSkills Russia Juniors по компетенции «Магистральные линии связи. Строительство и эксплуатация ВОЛП». Пятеро воспитанников дошкольных групп приняли участие в KidSkills Russia, трое стали финалистами.
Ученики нашей начальной школы участвовали в олимпиаде «Я люблю математику» и показали высокие результаты. Команда 6‑го класса «П» заняла 3‑е место в межрайонном турнире математических боев. Команда учащихся 6‑8‑х классов стала победительницей интеллектуальной игры «Что? Где? Когда?» среди школ района. Команда наших учащихся 4‑х классов «Литоморье» стала победительницей городского интеллектуального соревнования «Литературная регата». Обучающиеся нашей школы принимали участие в финальных играх по шахматам «Московский гамбит» (3‑е место). Сборная команда 6‑х классов получила диплом I степени в лингвистическом брейн-ринге по английскому языку «Вокруг света». Команда естествоиспытателей 6‑х классов заняла 2‑е место в брейн-ринге среди школ района. Команда 8‑10‑х классов заняла 2‑е место в химическом квесте к 150‑летию периодической системы Д.И.Менделеева. Команда 10‑х классов заняла 2‑е место на межрайонном турнире математических боев. Наши ученики 10‑х классов в составе сборной ЗАО заняли 2‑е место по Москве в соревнованиях допризывной молодежи. Ученики нашей школы принимали участие в городском интеллектуальном конкурсе «Кубок Воробьевых гор» и дошли до финала.
Самое активное участие обучающиеся нашей начальной школы принимают в олимпиаде «Музеи. Парки. Усадьбы». В 2018‑2019 учебном году в олимпиаде принимали участие более ста пятидесяти детей, и по итогам 27 из них стали абсолютными победителями, 59 - призерами. Участие в данной олимпиаде ежегодно приносит в рейтинг школы максимальный балл. В метапредметной олимпиаде «Не прервется связь поколений» в этом году у нас один победитель и четыре призера.
В 2018‑2019 учебном году обучающиеся и педагоги нашей школы активно участвовали во Всероссийском движении «Готов к труду и обороне». Результаты сдачи ГТО среди обучающихся: «золото» - 22, «серебро» - 7, «бронза» - 4. Два учителя по физической культуре сдали нормативы ГТО на золотые значки.
В 2018‑2019 учебном году ученики нашей школы приняли активное участие в Московской олимпиаде школьников (по итогам один ученик стал победителем, а двое - призерами). Более 450 учеников 5‑11‑х классов приняли участие в школьном этапе Всероссийской олимпиады школьников. 20 учеников прошли в региональный этап Всероссийской олимпиады школьников, два ученика нашей школы стали призерами и один - победителем Всероссийской олимпиады школьников.
По итогам заключительного этапа ВОШ 2018‑2019 учебного года: история - два призера, немецкий язык - один победитель.
По данным рейтингового агентства RAEX (РАЭКС - Аналитика), в рейтинге лучших школ России по конкурентоспособности выпускников школа «Тропарево» в сфере «Социальные и гуманитарные направления» занимает 34‑е место, в сфере «Медицина» - 45‑е место, в сфере «Экономика и управление» - 49‑е место. Таким образом, лидирующие позиции смогли занять и небольшие, но успешные образовательные организации, к которым относится наша школа.

Наталья ПАРФЕНОВА,
заместитель директора школы «Тропарево»