В нашей великой истории был Царскосельский лицей, воспитавший великих граждан Отечества, призванных к служению России! Так и школа, учрежденная на рубеже двухтысячных, должна была соединить в себе свободу мысли и свободу творчества.
И перед Школой молодых политиков встала важная задача - возрождая лучший опыт российских традиций и используя современные идеи и открытия, воспитать тех, в чьих руках окажется судьба страны, вырастить новое поколение, умеющее гордиться культурой своей Родины и отстаивать ее интересы в мировом сообществе путем дипломатии и переговоров.
Школа с первых шагов претворяла в жизнь важные образовательные и культурные идеи и проекты, следуя своему девизу «Начиная путь, не теряй времени!»: иностранные языки изучались с первого класса, были организованы летние стажировки в Англии; коллективной мыслью учащихся созданы герб, флаг и гимн, начал свою деятельность Клуб молодых политиков во главе с президентом Юрием Георгиевичем Кобаладзе, профессором МГИМО МИД России; распахнулись двери литературной, музыкальной и философской гостиных, открывались вернисажи современных художников, все учащиеся записались в студию бальных танцев «Каприз» и секцию баскетбола, театр «Классики» поставил мюзикл «Ребята нашего двора»!
В школу приходили ветераны, известные писатели и музыканты, художники и композиторы, ученые и политики, актеры и режиссеры! Дополнительное образование стало доступным для всех в стенах школы! Мечта воплощалась в реальность:
Здесь в уютных школьных
кабинетах
И в просторных шумных
коридорах -
Торжество ученых и поэтов,
Волшебство их просвещенных
споров!
Но впереди стояла еще одна очень важная задача, которая тогда казалась неосуществимой, - соединить дошкольное и школьное образование в единую образовательную модель! Для этого необходимо было получить разрешение сделать дошкольные группы частью школы, а программу жизни дошколят - образовательной ступенью общей программы школы.
И нам это удалось: уже в 2002 году первые ученики переступили порог своей «маленькой школы»!
От этикета в повседневной жизни через мастер-классы по выразительной речи и актерскому мастерству к искусству ведения дипломатических и деловых переговоров в старших классах - таким виделся непрерывный процесс формирования будущего политика.
С раннего возраста дети начинали усваивать первые правила равноправных отношений в группах сверстников, учились уважать интересы друг друга, договариваться, согласовывать намерения. В самостоятельной игре и познавательной деятельности шел важный процесс социализации и образования ребенка.
Так, в «маленькой школе» дети стали получать все важные направления развития личности!
Леди, «не говорящие на русском языке», играя с детьми, погружают их в атмосферу жизни Англии, страны, из которой они «приехали». Хозяйка Медной горы приглашает в сказочное путешествие в мир природы, знакомит с ее секретами, которые можно раскрыть с помощью науки. В Малахитовой гостиной дети слушают сказки А.С.Пушкина под звуки оркестра, исполняющего завораживающую музыку Н.А.Римского-Корсакова.
В незабываемых спектаклях дошкольного театра «Алиса в стране чудес», «Гадкий утенок», «Снежная королева» и других сбывается мечта каждого ребенка побывать в сказке, перевоплотиться в Чеширского кота или Кая, в волшебницу или королеву, Незнайку или Буратино… В спектакле, в творческой атмосфере чудесной игры, в этом синтезе искусства танца, вокала и актерского мастерства, ребенок может раскрыть лучшие стороны своей личности и художественные способности.
Сейчас Школа молодых политиков - современный образовательный комплекс, в который входят дошкольные группы «Классики» и «Филиппок», начальная, средняя и старшая школа, объединенные общими образовательными траекториями, сохранившие лучшие традиции российского образования и воплощающие новаторские идеи.
Соединяет этот комплекс единый ландшафтный парк непрерывного цветения, представляющий многообразие природы нашей страны и разных стран мира. Уникальность нашего парка в том, что он создавался руками детей, преподавателей и родителей. В школе существует традиция: выпускники обязательно высаживают дерево - так школьный парк растет и развивается вместе с детьми!
Становление личности ребенка - забота каждого педагога, но работа учителя-логопеда в Школе молодых политиков, объединившей в своей концепции все ступени образовательного процесса от младенчества до юности, особенная, с нее начинается восхождение к успешности: от работы пятилетнего малыша над правильной постановкой и произношением звуков через занятия выразительной речью, через курс техники речи, через художественное слово и курс логики к ораторскому мастерству публичного выступления, будь то научный доклад или политические дебаты.
Педагогических звезд в 1306‑й немало, среди них и отличник народного просвещения, почетный работник образования Москвы, лауреат гранта города «За развитие экспериментальной и инновационной деятельности» Ольга Лазаренко. Ольга Ивановна пришла работать в школу-новостройку в год ее открытия. Имея за плечами большой багаж знаний и опыта, не боясь трудностей, она начала все с нуля. И кабинет логопеда заработал!
Для успешной работы логопеда требуется взаимодействие всех служб, и Ольга Ивановна сразу же наладила рабочие отношения с учителями, медицинскими работниками, психологом. Но главное - начало исправляться произношение учащихся, а значит, и ошибок по русскому языку стало меньше.
Для того чтобы дети уверенно и хорошо учились, их нужно правильно подготовить к школе. И Ольга Ивановна разработала свою программу для открывшихся тогда старших и подготовительных групп нашего дошкольного отделения. На основе этой программы и практических занятий вышли пособия «Хочу в школу» и «Конспекты занятий по формированию у детей 5 лет речемыслительной деятельности и культуры устной речи» в соавторстве с кандидатом педагогических наук Аллой Васильевной Ястребовой, а на основе апробированных занятий в наших дошкольных группах - пособие «Конспекты занятий по формированию у детей 4 лет творческого мышления и культуры устной речи» в соавторстве с Еленой Болеславовной Спорышевой.
Вся система этих занятий с детьми была направлена на формирование предпосылок к полноценной учебной деятельности детей. Реализация этой системы предполагала развитие и совершенствование устной речи, формирование навыков творческого мышления, произвольности поведения и деятельности в целом. Занятия проводились в игровой, интересной для детей форме, что позволяло им быстрее адаптироваться к школьной жизни. Эта система подготовки к школе реализуется в дошкольных группах много лет.
Ольга Ивановна на протяжении всей педагогической деятельности делилась своим богатым опытом, постоянно проводила открытые занятия, семинары. Ее методические пособия (всего около 30 публикаций) и сейчас дают возможность учителям-логопедам всей страны пользоваться наработанными методиками. Альбомы по автоматизации звуков востребованы как педагогами, так и родителями. Публикации в журналах находят отклик у коллег.
Ольга Ивановна родилась в Москве, на Пресне, окончила московскую школу, факультет дошкольной педагогики и психологии Московского государственного педагогического института, факультет дефектологии, отделение логопедии Московского педагогического государственного университета, 51 год посвятила работе с детьми в родном городе. Сейчас она на заслуженном отдыхе. Но связи со школой не теряет, часто и с радостью участвует в общешкольной жизни. И, конечно, всегда в строю!

Татьяна ГУСАКОВА,
учитель словесности школы №1306 (работает в школе с момента открытия)