Чтобы дети хотели учиться, чтобы они стремились в школу, потому что там хорошо и интересно, им нужно чувствовать себя в ней комфортно.
Иначе никак.
Иначе получится извращенная до предела логика, подобная той, с помощью которой муж хочет вернуть ушедшую от него супругу, избивая ее ногами.
Или той, с помощью которой учительница моего сына напрочь отбила у него желание изучать английский язык, потому что душила двойками, но свято верила: только так можно помочь (!) детям полюбить язык и насладиться его углубленным изучением.
И вот тут мы подходим к самому главному.
Допустим, мы сделали все возможное и таки создали в школе зону комфорта, куда ребята ломятся табунами и откуда не хотят уходить даже после уроков, даже на выходные.
И что дальше?
Будут ли они там развиваться, как мы того хотим?
Нет, они будут наслаждаться жизнью и поглощать знания ровно до того момента, пока этот процесс не перестанет доставлять им удовольствие, наслаждение.
Но ведь каждый педагог знает: выйти на новый уровень своего развития можно, лишь преодолевая себя, превозмогая трудности, заставляя себя делать то, что не хочется, отказываясь от того, что нравится. Потому что надо. И надо прежде всего тебе самому.
Иными словами, учеба - это тяжкий труд. Работать можно в радость, да, но пока не устанешь. А вот добиться чего-либо этим трудом можно, только когда ты заставляешь себя делать дело, несмотря на усталость и нехотение.
Например, нужно просто встать с мягкого и уютного кресла, выйти из теплого дома на холод и ветер и открыть ворота, чтобы впустить продрогшего странника. Потому что это ваш дом и ваш гость.
Или, несмотря на ломоту в спине и ноющие мышцы, закончить все-таки прополку грядок, ибо неправильно бросать огород в необработанном виде. Потому что это ваш огород и ваши грядки.
Или, пусть вам зверски хочется спать, заставить себя встать, одеться и пойти на улицу погулять с собакой, чтобы дать возможность скулящему псу сделать свои дела. Потому что это ваше домашнее животное.
Вот это и называется «выйти из зоны комфорта».
Но, чтобы от всего этого был эффект, нужен внутренний стимул, а не внешний приказ. Надо, чтобы человек сам почувствовал необходимость преодоления собственной лени и инфантильности, сам принял решение и сделал шаг в нужном направлении, а не кто-то за руку (за ухо, за шиворот, как угодно) повел его туда.
При этом, разумеется, эффективность «волшебного пинка», когда человека в какой-то момент именно принуждают к добрым делам, никто не отменяет, хотя это примерно то же, что и попытка завести заглохший автомобиль «с толкача»: нужно лишь помочь ему разогнаться, чтобы мотор завелся, а остальное уже дело техники. Но ведь если в баке нет бензина, мотор неисправен, а водитель отсутствует, придется весь путь толкать автомобиль до цели.
Что же получается?
А вот что.
Создавая для людей (и для себя тоже) зону комфорта, мы, безусловно, делаем доброе дело, ибо заботимся о них и стараемся, чтобы им было хорошо. Но при этом надо каким-то образом сделать так, чтобы они из этого тепла и уюта захотели выйти, причем по собственному желанию. А когда это произойдет, нам не нужно ругать их и требовать вновь вернуться туда, где все привычно и комфортно. Нет, надо помочь им освоиться уже на новом уровне развития, чтобы закрепиться, обосноваться и... двигаться дальше.