Александр БОГОМОЛОВ, 10‑й класс, Санкт-Петербург:
- Я считаю, что знания, полученные в школе, помогают в жизни. Каждый из нас во взрослой жизни столкнется с такими проблемами, как устройство на работу, съем квартиры и другие бытовые дела. В школе мы получаем навыки коммуникации, self-menegment и многие другие. Это не менее важно.

Станислав КОПЫЛОВ, 9‑й класс, Ленинградская область:
- На мой взгляд, далеко не все предметы школьной программы одинаково важны, какие-то мне кажутся лишними. Но, возможно, я ошибаюсь, и они когда-нибудь мне понадобятся. Во всяком случае так нам говорят все время наши учителя и родители. Мне не нравится, что слишком большое значение придается в школе почерку и внешнему оформлению работ. Я не понимаю, зачем это нам. Разве кто-то сейчас пишет в тетрадях? Разве не оформляется любая работа автоматически в соответствии с заданными программами? Для чего мы так много сил тратим на чистописание в начальной школе, а потом в средней на оформление? Учителя за это реально снижают отметки. И я знаю от своих друзей, которые учатся за границей, что снижают только у нас, больше нигде. Мне кажется, это не подготовка к жизни, а напрасная трата времени.

Вера Л., 11‑й класс, г. Лиски, Воронежская область:
- Я сейчас жалею, что поздновато начала готовиться к ЕГЭ - только в этом году. Надо было думать об этом классе в девятом. А сейчас ничего не успеваю, приходится от всего отказываться, чтобы сделать как можно больше в школе и как можно больше выучить. В школе нам стараются помочь подготовиться, но мы сами не всегда проявляем заинтересованность в предметах. Мне кажется, это объясняется разницей в возрасте между нами, учениками, и теми, кто составляет школьные программы. Например, в кур­се литературы есть книги, которые не всем и не всегда ин­тересно читать. Но кто-то же их в этот список внес, знаю, что это сделали взрослые ученые и педагоги. Я бы что-то убрала, а что-то интересное добавила, например фантастику. Конечно, мы должны знать классику, но ее начинаешь более-менее серьезно воспринимать только к десятому классу.

Сергей ЖУКОВ, 10‑й класс, Воронеж:
- Я уже начал готовиться к ЕГЭ, даже думаю, что придется отложить занятия борьбой или ходить на них пореже. Потому что теперь я хожу к репетиторам, у меня есть индивидуальные занятия и групповые. У нас в школе тоже есть дополнительная подготовка к ЕГЭ, но это уже с нашими учителями. Еще думаю, что мне поможет участие в научных школьных конференциях. У нас в школе есть научное общество учащихся, и я там сейчас готовлю проектную работу, говорят, что оценка за нее будет вписана в аттестат специальной строкой. Возможно, это даст дополнительные баллы или еще какие-нибудь преимущества при поступлении. Я хочу попробовать поступить на юридический факультет или в военный университет, пока точно не решил. Считаю, что школа нормально готовит нас к ЕГЭ да и к жизни вообще. Она учит общаться, ставить перед собой цель и добиваться ее.

Ксения Н., Воронежская область:
- Я учусь в сельской школе, которую очень люблю. В моем 11‑м классе 12 учеников, все нормальные девчонки и ребята. У нас хорошие учителя, но уровень знаний, которые я получаю в школе, меня не устраивает. Может, я сама виновата, я какая-то рассеянная и не люблю зубрить. У меня нет уверенности, что я хорошо сдам ЕГЭ и смогу поступить в университет, хотя очень этого хочу. Но, с другой стороны, я боюсь уезжать из дома, жить в общаге, как все получится, не знаю. Сейчас я занимаюсь дополнительно с репетитором по обществознанию, езжу два раза в неделю в соседнее село. Эта учительница работает в другой школе, не в нашей, но о ней хорошие отзывы, и мне она тоже нравится. «Общество» придется сдавать в любом случае, потому что я собираюсь поступать на экономический. Если не получится на бюджет, то хотя бы на платное, а через год посмотрим, может, повезет, и я переведусь. Не совсем уж я ленивая, все-таки за десятый класс в дневнике всего три четверки в году, остальные «отлично».