- Юрий Александрович, ваша гимназия-интернат - уникальное учебное заведение для системы образования региона?
- Да, это государственная гимназия, работающая по программе обучения и воспитания одаренных детей. Традиционно у гимназии статус гуманитарного учебного заведения с углубленным изучением английского языка. Часть занятий у нас проводится на английском языке. Так, в нынешнем учебном году для воспитанников различного возраста работают кружки «Биология на английском языке», «Математика на английском языке», ребята посещают литературный клуб на английском языке. Кроме того, гимназисты изучают крымско-татарский, украинский и немецкий языки. Сохраняя эти традиции, мы расширили диапазон ключевых направлений обучения. Кроме иностранного языка, ребята с увлечением углубленно изучают физику, математику, биологию и химию. В течение четверти века здесь создавалась комплексная система психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса. Разработанная в гимназии программа развития одаренного ребенка включает восемь направлений: академическое, интеллектуальное, творческое, музыкально-эстетическое, психомоторное, коммуникативно-лидерское, техническое и духовно-моральное, а также развитие социального интеллекта.
- Трудно к вам поступить?
- Набор в гимназию начинается с шестого класса в соответствии с разработанным положением о приеме. Ребята проходят вступительные испытания по четырем направлениям: русский язык, математика, английский язык и психолого-педагогическое тестирование, определяющее способности логического мышления ребенка. Дети, которые получают наивысшие баллы по сумме этих четырех испытаний, становятся нашими воспитанниками. Ребята проживают в гимназии-интернате на полном государственном обеспечении. Гимназия-интернат работает в двух корпусах: в городе Симферополе и селе Танковом Бахчисарайского района. Благодаря такому территориальному расширению большее число детей имеет возможность получить знания в нашем образовательном учреждении. Изначально гимназия располагалась в селе Танковом, и общая численность детей была примерно вполовину меньше, чем теперь. В данный момент мы можем принять на обучение 350 человек, чуть больше или чуть меньше, это наша контрольная цифра.
- На ваш взгляд, ребята, живущие в гимназии-интернате, отличаются от их сверстников - учащихся обычных школ?
- Дети у нас находятся круглосуточно. Много времени отводится на самоподготовку, причем этот процесс сопровождается воспитателями. Учащиеся обычных школ после учебы, как правило, предоставлены сами себе, поскольку родители находятся на работе. У нас же ребенок занят целый день. Он может выбрать самые разные направления в системе дополнительного образования. На 2019‑2020 учебный год для внеурочной деятельности ученикам разных возрастов предлагается, например, секция футбола, танцевальный и хоровой кружки, изучение занимательной психологии, робототехники, основ черчения, изобразительного искусства, эстрадного вокала, журналистики, права, кружок «Интересные страницы истории», занятия в литературном клубе и медиастудии, а также олимпиадная подготовка по английскому языку, химии, математике, истории. Действует дискуссионный клуб. Участники поэтического кружка имеют возможность опубликовать свои произведения и регулярно выступают в конкурсах. В гимназии-интернате созданы хореографические и вокальные ансамбли. Большое внимание уделяется спортивному и физическому развитию. Так, футбольная команда гимназии является восьмикратным победителем чемпионата Бахчисарайского района по футболу.
Дети имеют возможность использования ресурсов гимназии. Классы оснащены виртуальными лабораториями и оригинальными тематическими компьютерными программами сопровождения. Таким образом, каждый ребенок, целый день находясь под опекой педагогов и воспитателей, имеет возможность непрерывного саморазвития. Это отличительная особенность гимназии-интерната.
- Оторваться от родных, жить отдельно от семьи - это, вероятно, непростое решение для многих ребят? Кто чаще бывает инициатором поступления в гимназию-интернат: сами дети, их родители или, может быть, идею подсказывают педагоги учебных заведений, где ребята учились прежде?
- У нас обучаются дети с шестого по одиннадцатый класс. Шестиклассники, таким образом, младшие. Бывает, некоторые из них, оказавшись вдали от семьи в таком юном возрасте, действительно немного теряются. Однажды я беседовал с бабушкой шестиклас­сника. Она пришла ко мне и сказала: «Спасибо вам! К концу четвертой четверти мой внук распробовал вкус к учебе! Он сам так и сказал!» И действительно, первые три четверти этот ученик показывал несвойственные ему результаты, поскольку ребенок просто растерялся. «Распробовал вкус к учебе» - блестяще сказано! Если у каждого ребенка такой вкус проснется - может быть, это даже более значимая цель, чем высокие результаты и блестящее знание предмета.
На решение учеников поступить в гимназию-интернат, конечно, во многом влияют родители или другие родственники именно потому, что не каждый ребенок столь решителен, чтобы самому проявить желание уехать от родных. Бывают и авторитетные советчики. Я недавно общался с мамой девочки, которой школьные учителя сказали о том, что ребенок одарен в иностранном языке и необходимо найти то учебное заведение, где девочка могла бы развивать эти способности. Однажды был уникальный случай: шестиклассника из многодетной семьи привез на вступительные испытания из дальнего района его брат, чуть старше его самого. Этот шестиклассник очень хотел у нас учиться. Так что наибольший эффект в учебе достигается, если сам ребенок выбрал свой путь, если учение основано на его желании.
- Каков дальнейший жизненный выбор ваших выпускников?
- Выпускники, как правило, планируют поступать в высшие учебные заведения, которые отличаются высоким рейтингом. Это вузы Крыма, Москвы, других городов. Практически все 100 процентов выпускников поступают в вузы, и до 90 процентов - именно в те высшие учебные заведения, в которые планировали поступить. Диапазон профессий широк. Например, в Крымском федеральном университете можно овладеть профессией врача. В прошлом году несколько девочек-выпускниц заявили о своем желании поступить в высшие военные училища. О нацеленности детей на успех, их упорной работе говорят и некоторые цифры. По данным на прошлый учебный год, 25 процентов наших выпускников-девятиклассников и 20 процентов одиннадцатиклассников получили аттестаты с отличием. Также в прошлом учебном году наша выпускница получила 100 баллов на ЕГЭ по русскому языку, всего же в Республике Крым было 15 таких детей. Выбрав вуз для поступления, ребята имеют возможность готовиться к будущей профессии и в стенах гимназии. В частности, у нас налажено взаимодействие с Физико-техническим институтом, входящим в состав Крымского федерального университета. Наших детей допускают в вузовские лаборатории, отлично оборудованные, оснащенные 3D-принтерами. Таким образом, ребята внедряются в эту среду, эту научную атмосферу с детства. Творческая атмосфера царит и в самой гимназии. Традиционно на базе гимназии-интерната проводятся интерактивные технические и художественные выставки, а также учебно-научно-методические семинары и конференции муниципального, регионального масштаба. Среди наших педагогов и консультантов - заслуженные учителя, победители конкурсов «Учитель года» и «Воспитатель года», участники и победители международных образовательных проектов.
- Есть ли проблемы при такой форме организации, как гимназия-интернат?
- Если говорить об отчетности… Бумаг, как и у всех, много, но ведь у любого образовательного учреждения есть право разрабатывать собственные положения. Это дает возможность многие проблемы решить внутри коллектива. Этот учебный год стал для меня вторым в должности директора гимназии-интерната. И в прошлом учебном году на завершающем педсовете я обратился к учителям с вопросом: «Есть ли у вас предложения по улучшению нашей деятельности? Подумайте, пожалуйста, над этим в течение летних каникул». Такая совместная работа обогащает идеями. Ведь каждый учитель человек творческий!