В числе ста лучших
- Елена Вячеславовна, расскажите о победе 2019 года. Знаю, что Академический лицей принял участие в VIII Всероссийском образовательном форуме «Школа будущего» «100 лучших школ России». Академический лицей признали лауреатом конкурса в номинации «Лучший лицей 2019 года».
- Лицей участвует в конкурсе на протяжении последних пяти лет. Обычно приходит приглашение для участия в одной из номинаций. Сначала оргкомитет проводит анализ информации, которую организация представляет на сайте, подводятся предварительные итоги. Затем школа получает приглашение - и начинается работа. Считается все: достижения ребят, олимпиады, конкурсы, конференции, интересные события, организованные лицеем, независимые мониторинги качества образования - ВПР, ЕГЭ, участие в дистанционных всероссийских событиях. Конечно же, важно, как работают педагоги, их квалификационный уровень, победы и достижения.
В этом году мы готовили кейс, который касается патриотического воспитания и внеурочной деятельности. Мы готовили пакет документов, описывающий специфику. Эксперты внимательно изучали сайт образовательной организации - в этом году мы переехали на более мощный движок. После работы экспертной комиссии и было принято решение о том, чтобы лицей попал в число ста лучших школ РФ.
- Что для вас значит эта победа?
- Важно для меня то, что конкурс помогает стимулировать коллектив. В Петрозаводске работает много школ повышенного статуса. Над содержанием портфолио работали не директор и его заместители, а весь коллектив. Чтобы что-то на конкурсе показать, необходимо чего-то добиться, а это в первую очередь труд педагогов. Когда учительский труд получает такое признание, коллеги понимают, что идут в правильном направлении.
- Не раз приходилось слышать о разного рода конкурсах и победах, что самое сложное для участников - правильно подготовить документы.
- Конечно, от того, как подготовлена заявка на конкурс, зависит очень многое. Но если нечего школе показать, как ни оформляй документы, ничего не достигнешь. Результат дает только системная работа педагогов, это не разовое занятие, не один показательный открытый урок. Если педагог реализует определенную программу целенаправленно и выбирает подходящее ему и детям направление, то результат обязательно будет. Например, наши учителя начальной школы сотрудничают с Детско-юношеским центром и ведут программу «Первый шаг в общество» для детей с третьего класса. Мы воспитываем детей в понимании, что такое гражданственность, гражданская позиция, каким образом устроено современное общество и что такое полезные дела. Если ребенок в эту программу с третьего класса включен, то к 9‑му мы получим уже готового волонтера, который будет готов на уровне убеждений совершать поступки - помогать бескорыстно людям, организовывать акции, поддерживать инициативы. Одна из задач педагога - показать, что мир шире, чем страницы учебника.

Концепция открытости и сотрудничества
- Вы рассказали о сотрудничестве с ДЮЦ Петрозаводска, но я знаю, что вы знакомы и со школой №8 Кондопоги.
- Сотрудничество началось только в этом году. Кондопожская школа реализует ФГОС среднего общего образования (СОО). Они являются участниками пилотного проекта по реализации ФГОС СОО, а мы только включаемся в этот процесс. Наши коллективы похожи - подготовленные, интересные, для детей и взрослых у нас создана качественная образовательная среда, мы являемся флагманами образования каждый в своем городе. Кондопожская школа захотела посмотреть, каким образом у нас организовано профильное образование - у нас есть гуманитарные, социально-экономические и физико-математические классы. На будущий год мы размышляем, какие профили мы сможем предложить ребятам в рамках наших возможностей. Мы пригласили коллег из Кондопоги к себе, а в скором времени и сами отправимся к ним в гости.
Подобное сотрудничество осуществляется и с Беломорском. Нам было важно узнать, как у них реализуется национально-региональный компонент, поэтому я выезжала в Беломорск для знакомства с этой работой. В школе №1 Беломорска работает чудесный музей, который начинался как музей истории школы. Похожий работает и у нас, но в этом году мы создали новую экспозицию, которая посвящена западным рубежам защиты Петрозаводска. Мы постарались создать большое образовательное пространство, тем более часто случается так, что уроки истории проходят в музее. Наш педагог заинтересован в такой деятельности. Нам было интересно обменяться опытом с коллегами из Беломорска. В лицей уже приезжала делегация беломорских школьников с учителем, Ольгой Чмыликовой. Это было большое образовательное событие. В ближайшее время и наши ребята посетят Беломорск с ответным визитом.
- Елена Вячеславовна, а правильно ли я помню, что вы недавно возглавили коллектив лицея?
- Года не исполнилось. Назначение директора - конкурсная процедура, на которую я выходила сознательно. В лицее учатся почти полторы тысячи детей и работают 80 педагогов. Поначалу было волнительно, но меня приняли здесь, я чувствую поддержку коллег.

О конкурсе и технологии сотрудничества
- На конкурсе «Учитель года» в 2014 году вы представляли модель тьюторской школы. Как тот проект влияет на вашу профессиональную деятельность сейчас?
- Есть разные модели управления. Иногда от авторитарного стиля в решении некоторых вопросов не уйти. Но есть, например, вопросы, связанные со стратегическим планированием, а для этого нужно понимание того, какие события необходимы коллективу. В этом году в первый рабочий день 2020 года мы проводили педсовет. Для меня было важно ознакомить коллектив с элементами инновационной технологии обучения в сотрудничестве, на то и педсовет, чтобы учитель загорелся новыми идеями. Но самой мне было важно узнать о том, какие традиции есть у моего коллектива, понять, чем мы будем заниматься в 2020 году, какими знаковыми событиями его наполним. Знаете, получилось очень содержательно - я за 1,5 часа успела услышать каждого, получить информацию о том, что интересует коллег. Коллектив ознакомился со свежими приемами, а заодно мы придумали несколько совершенно новых необычных событий. В этом году к нам пришли 13 новых педагогов. Ранее не проводили посвящения в молодые учителя, а теперь это актуально.
- Повлияло ли конкурсное движение «Учитель года» на ваше становление, карьеру?
- Воспоминания о конкурсе «Учитель года» - одни из самых любимых для меня. На городском уровне мне удалось выиграть внутри своей номинации, но при этом я не смогла попасть в тройку лидеров на республике. Воспоминания о том, что такое республиканский открытый урок, как готовиться к конкурсу, как тебе помогает команда - на тот момент коллеги из 27‑й школы, а потом сотрудники Центра развития образования, - серьезный педагогический багаж. Учителя по-разному относятся к открытым урокам, но каждый понимает, что ты сначала готовишь открытый урок, проводишь его, а дальше… Дальше каждый урок не может быть ниже того уровня, что ты показал. И вот тогда ты сам задаешь себе планку, ниже которой опуститься уже нельзя. Это, конечно, качественный толчок. Конкурс открывает перед тобой то, как ты должен работать. Ведь на этом уроке ты показываешь не технологии, которые ты недавно узнал, а то, в чем ты мастер. Раз ты мастер, тогда это на каждый день, а остальному надо учиться.
- Вы по-прежнему преподаете?
- В Москве и Петербурге директор не может себе позволить такого счастья, как выйти на урок и поговорить с детьми. Система петрозаводского образования выстроена настолько рационально, что она дает возможность работать директору и как учителю. И радуюсь тому, что могу позволить себе не забывать учительское ремесло. Я веду историю и обществознание в трех шестых классах. Без уроков очень тяжело, они дают отдушину и помогают держать себя в форме. Если ты не преподаешь предмет, то ты теоретик. Чтобы прийти к учителю, посмотреть урок и дать совет, нужно понимать самому, кого, чему и как учить, самому применять на практике те технологии, что предлагаешь коллегам. Как ты будешь советовать, если ты не преподаешь? Учительская деятельность - одна из важных составляющих работы.