Попав сюда, я сразу погрузилась в ауру его создательницы - хранителя музея Наталии Николаевны Мясниковой, к слову, члена профсоюза с 52‑летним стажем. Этот музей - отчасти плод ностальгии по детству: Наталия Николаевна родилась после войны. Она энергично и с упоением готова рассказывать о своем детище часами.
Все вещи в «квартире» - подлинные, подаренные учениками, их родителями, педагогами гимназии, за исключением, пожалуй, недавно приобретенного абажура, висящего над круглым столом. Так общими усилиями появился этот уголок ленинградского прошлого в современной школе.
Годом позже, когда гимназия готовилась к 60‑летию полного освобождения Ленинграда от блокады, учитель Ирина Георгиевна Значко-Яворская принесла в музей уникальные рукописные материалы - тетрадь со стихами родной тетушки Екатерины Осокиной, написанными во время блокады, и ее письма к матери.
Екатерина родом из Белоруссии. Окончив в Могилеве школу с золотой медалью, она поступила в Ленинградский государственный университет на филологический факультет. Девушка успела закончить только первый курс, и началась война, а вскоре - блокада, не позволившая ей выехать к матери.
Она работала в госпитале, сочиняла стихи и мечтала о будущем. Вот отрывок из ее письма в начале блокады: «Дорогая моя милая мамочка. Я давно не писала тебе. Так как думала, что письма не идут. Они, может, и сегодня не идут. Но мне очень хочется писать тебе. Пишу на дежурстве. …Ну, как живем мы? Ленинград в блокаде. Осажден. По городу летают снаряды. Но в последние дни у нас стоят сильные морозы, поэтому прекратились бомбардировки, которые были очень жестокими. Но к бомбам и снарядам ленинградцы стали уже относиться равнодушно, потому что имеется опасность более страшная - это голод. Я его еще не ощущаю, так как нахожусь на военной службе в госпитале, в сравнительно хороших условиях. Я на казарменном положении: меня кормят, понемножку начинают одевать. Я не о чем не забочусь. Работаю, и все. Работаю много, устаю. Университет, конечно, пока оставила. Говорю «пока», потому что в будущей своей жизни не вижу другого выхода, кроме окончания университета, чтобы обеспечить тебе спокойную старость и себе приличную жизнь. Как в материальном, так и во всех других отношениях. Может быть, после войны тебе придется один годик помучиться, пока я получу диплом, но это будет необходимо, чтобы потом было хорошо».
По предложению учеников тетрадь со стихами Екатерины Осокиной, которую стали называть блокадной тетрадью, решили «оживить» - сделать театральную постановку. Теперь ее показывают раз в пять лет всем старшеклассникам гимназии №148. Екатерина Осокина была им почти ровесницей, ее поэтическая блокадная «летопись» делает все более далекую историю города ближе.

Темно и тихо.
Я иду по городу.
У подъезда в простыне белеет труп.
Люди движутся,
        ступая нетвердо,
На детских саночках
        щепки везут.
Привезут их в дом,
        полупустой, нетопленый,
У которого угол оторвал снаряд,
Который давно не смотрит стеклами
И не звенит голосами ребят.
Затопят печурку свою самодельную,
Огонь озарит печаль бледных лиц,
И скудный ужин
        из хлеба поддельного
Разделят,
        все крошки собрав с половиц.
У этой истории счастливый финал. Екатерина пережила блокаду и встретилась со своей матерью. Девушка осталась в Ленинграде, навсегда влюбившись в этот город. «Я твоя - и ленинградки имя я завоевала навсегда», - напишет она в одном из своих стихотворений.
Благодаря блокадной тетради история Великой Отечественной заняла в музее особенное, пожалуй, главное место.


Помни свои корни
В канун 65‑летия Победы Наталия Николаевна предложила, а вернее, бросила клич среди учителей и учеников - приносить в музей военные и блокадные истории своих родственников. Процесс был долгим и трудоемким, но результат порадовал: каждый четвертый из гимназистов, которые учились в 2009-2010 году, и многие сотрудники гимназии стали соавторами первого тома Книги памяти.
В первую книгу вошло 750 историй. Среди ее героев легендарный военный альпинист, почетный гражданин Санкт-Петербурга Михаил Михайлович Бобров, связист Нюрнбергского процесса Василий Андреевич Рылеев, дважды Герой Советского Союза летчик Николай Михайлович Скоморохов. Многие ребята только благодаря участию в этом проекте узнали о заслугах своих прадедушек и прабабушек.
Среди судеб, вошедших в Книгу памяти, есть и истории родственников Наталии Николаевны. Например, ее дедушка Лев Вениаминович Брандт в войну заведовал аптекой в Кронштадте, получил орден Красной Звезды за то, что во время блокады поддерживал медикаментами местное население - даже зимой пешком на санках возил из Ленинграда лекарства и выращивал травы для лечебных отваров.
Через пять лет после издания первой книги к хранителю «Старой квартиры» пришли представители нового поколения гимназистов - второклассники и заявили, что тоже хотят написать о своих родственниках такую книгу. Разве Наталия Николаевна могла им отказать?
Вторая Книга памяти была выпущена в 2015 году. А год назад, к 75‑летию полного освобождения Ленинграда от блокады, вышел третий том.
Изучая историю своих семей, несколько учеников гимназии имени Сервантеса стали победителями городского конкурса «Ленинград. Война. Блокада», в рамках которого школьники представляют свои исследовательские работы.


Наши аргументы
Помимо книг в гимназии создают авторские экскурсии, посвященные военному времени. В прошлом году, к 75‑летию освобождения Ленинграда, ребята шестого класса подготовили экскурсию «Сердце города помнит блокаду» и получили первое место на городском конкурсе юных экскурсоводов.
В этом году идет активное сотрудничество с музеем «Ленрезерв». Группа гимназистов готовится к тому, чтобы проводить там экскурсии начиная с мая. А для жителей своего района ребята при поддержке Наталии Мясниковой создают новую экскурсию «Памятники блокаде и войне в Калининском районе».
- У поэта-блокадника Юрия Воронова есть такие строки:

Чтоб снова
На земной планете
Не повторилось той зимы,
Нам нужно,
Чтобы наши дети
Об этом помнили,
Как мы!

Когда-то это стихотворение было написано для моего поколения рожденных после войны, теперь я говорю об этом своим школьникам. Они - уже четвертое послевоенное поколение, в них нужно вкладывать знания о войне, - подчеркивает хранитель музея.
Иногда Наталия Николаевна спрашивает учеников на своих музейных уроках о том, какие аргументы они могут привести в защиту того факта, что именно наша страна внесла ключевой вклад в победу над фашистской Германией, если будут говорить об этом со школьниками из Америки, Европы. И особенно радуется такому ответу: «Ордена и медали наших прабабушек и прадедушек за освобождение Праги, взятие Будапешта, Вены, Берлина. Они хранятся в наших семьях, а не у американских школьников».