Любовь к книге закладывается годами и с самого детства. Сначала можно читать вслух и разглядывать картинки вместе с малышом, потом приходит такое время, когда малыш будет уже самостоятельно понимать слова и видеть их в книжках.
Ни для кого не секрет, что желание читать, стойкий интерес к чтению формируется в семье и основа его - привычка ребенка читать. А привычка ребенка начинается с родителя - необходимо, чтобы ребенок видел, что старшие тоже с большим интересом читают книги (поэтому и ему советуют). Чтение должно быть приятным для ребенка, ненавязчивым, и тогда оно станет миром новых знаний, переживаний, эмоций, приключений.
Как сформировать полезную привычку читать?
1. Читайте систематически - не менее 10-15 минут в день (30 мин - в зависимости от возраста) - это сформирует у ребенка привычку общения с книгой.
2. Книга должна быть интересной - выбирайте книги с красивыми, красочными иллюстрациями и актуальным возрасту содержанием.
3. Поддерживайте ребенка - хвалите, обсуждайте, делитесь впечатлениями. Наслаждаться чтением люди учатся годами - начните с малого: получайте все вместе удовольствие от общения, поводом к которому стала хорошая книга.
4. Создавайте культ книги - дарите книги друг другу, собирайте свою семейную библиотеку, позвольте ребенку самому выбрать для нее книгу, интересуйтесь его мнением, пусть и ребенок сможет дать вам совет, что почитать.
А как же заразить ребенка желанием читать? Воздействуйте на эмоционально-волевую сферу ребенка. Процесс чтения для детей станет более интересным, если в нем, например, будут использованы игры.
Для наиболее успешного развития техники чтения можно предложить несколько следующих упражнений:
    «Прятки» - необходимо найти в тексте слова с определенным признаком (например, начинается на букву «а» или с ударением в конце слова);
    «Кто быстрее?» - на листке написано предложение, на столе рассыпаны тексты. По сигналу ребенок ищет в тексте данное предложение.
Существует довольно большое количество упражнений для тренировки выразительности чтения:
    чтение одного предложения с разной интонацией;
    «ускорение» - одно предложение повторяется с постепенным увеличением темпа и силы голоса.
Для развития осознанности чтения можно применить приведенные далее упражнения:
    «Чем похожи следующие слова?» - дается несколько слов со схожими признаками (например, с одинаковым количеством букв) - необходимо найти все схожести между словами;
    «Составление слов» - дается набор букв, из которых необходимо собрать слово или несколько слов.
Формирование у ребенка любви к чтению - это длительный, деятельный процесс, требующий определенных эмоциональных затрат. Развитие желания читать начинается с положительных эмоций, и важно создать доброжелательную обстановку во время чтения.
Играйте в чтение. Подключайте фантазию: можно придумать множество развлечений с книгами, буквами и чтением, ведь игровое обучение дает хорошие результаты.

Нина БЕНЯК,
учитель-логопед Городского психолого-педагогического центра