Учащийся погружается в ситуации поиска, извлекает информацию из различных источников, формирует жизненно необходимые умения: «действовать - быть - жить». И я, как учитель физики, создаю на таких занятиях условия для развития и самореализации ребенка как личности, способной самостоятельно принимать ответственные решения и осуществлять их реализацию.
На базе школы мы создали творческую лабораторию, которая позволяет осуществлять образовательный процесс в различных формах: клуб, кружок, мастерская. Основным способом организации учебы детей в любом объединении является их включение в учебные группы и совместное обучение по единой образовательной программе.
Наиболее распространенной и традиционной формой является кружок. В приоритете предметно-практические задачи, направленные на формирование знаний и компетенций по конкретному предмету. Не менее интересной формой дополнительного образования является клуб, занятия в котором решает целый комплекс педагогических задач: организация досуга детей; развитие коммуникативных умений; развитие навыков самоуправления и самостоятельности. Эффективными методами взаимодействия являются: беседы, лекции, личный пример взрослых; методами стимулирования поведения и деятельности: соревнование, поощрение, благодарность.
Многие элементы занятий, организованных в такой лаборатории, используются мной на уроках, обеспечивая своеобразное структурно-содержательное единство классной работы и дополнительного образования. Например, при изучении на уроках физики темы «Агрегатные состояния вещества. Свойства газов» в программе дополнительного образования изучается устройство скафандра и его систем жизнеобеспечения. Учащимся наглядно иллюстрируется свойство газа занимать весь предоставленный ему объем. Рассматриваем внештатную ситуацию, возникшую у А.А.Леонова, когда он не смог вернуться в шлюз из-за увеличения в объеме скафандра после выхода в открытый космос. Перед ребятами ставлю вопрос: «Что произошло и какой выход из аварийной ситуации, являясь инженером, нашли бы вы?» В поиске ответа учащимся удается найти правильный ответ, который основывается на понимании физических причин возникновения данного происшествия.
Современная московская школа имеет широкие возможности органично сочетать традиционные формы образования и инновационные компьютерные методы, создает обучающимся условия учиться интересно, осваивать технологии цифровой эпохи. Необходимо отметить, что в столице наряду с заботливым многосторонним сопровождением учебной деятельности обучающихся осуществляется непрерывная поддержка работы учителя, которая происходит не только в форме непрерывного последипломного образования, но и средствами обширнейшей библиотеки содержательных и методических материалов, представленных в библиотеке МЭШ.
Учитель современной школы должен не только формировать у своих учеников определенные ФГОС предметные и метапредметные знания, но и научить школьников применять их на практике (в лаборатории и повседневной жизни). Для этого урочная деятельность и занятия в системе дополнительного образования, дополняя друг друга, позволяют создать у детей целостное представление о науке: ее истории, действии соответствующих законов в повседневной жизни, использовании достижений в технических устройствах.
Практический опыт, полученный в процессе выполнения лабораторных работ на уроках, при осуществлении исследований и постановке эксперимента на занятиях в рамках дополнительного образования, не только позволяет школьнику хорошо освоить учебный предмет, но и является основой для осознанного профессионального выбора.
Благодаря целенаправленному конструированию учителями взаимодополняющих предметных программ общего и дополнительного образования, используя колоссальные разноаспектные ресурсы столичной агломерации, уже сегодня можно ощутить заметное повышение уровня образования в целом, что напрямую связано с успешностью современных школьников. Поэтому очень важно не останавливаться на достигнутом и продолжать использовать педагогические возможности дополнительного образования для реализации задач нашей профессиональной деятельности.

Ирина ПРИЛЕПСКАЯ,
учитель физики школы №1508