Повторение пройденного является важным технологическим элементом обучения. Причем речь идет не только о недавно изученном, но и о давно усвоенном материале, независимо от его сложности. Это важно во всех случаях и при обучении всем предметам, так как без прочного сохранения полученных знаний детям трудно освоить новый материал, а преподавателю, соответственно, достигнуть нужного результата. Проработанная и осмысленная информация должна являться фундаментом, на котором постепенно строится содержательное здание каждого учебного предмета. Поэтому повторение необходимо планировать и отводить на него время на каждом уроке.
В арсенале каждого педагога есть приемы, позволяющие осуществлять повторение ранее изученного. Например, при разборе темы «Вычитание из двузначного числа однозначного с переходом через разряд» нужно повторить состав однозначных чисел, состав числа 10, таблицу сложения и вычитания в пределах 10, разрядный состав двузначного числа.
При работе над темой «Приемы письменного сложения и вычитания двузначных чисел» в качестве подготовки к изучению приемов письменных вычислений воспроизводятся все операции, составляющие алгоритм: табличное сложение и вычитание в пределах 20, дополнение до круглого десятка, вычитание из круглого числа однозначного, сложение и вычитание двузначных чисел без перехода через десяток.
Так, для повторения состава однозначных чисел используются задания «засели числовые домики», «впиши подходящие числа на место пропуска», «проведи кораблик нужным курсом». При выполнении данной работы деятельность учащихся может быть организована в индивидуальной, парной или групповой форме, проводится чаще всего на этапе актуализации знаний.
Практически на всех уроках учащимся можно предложить детям поработать в группах, используя прием «Кубик Блума» (это бумажный куб, на гранях которого написано: «назови», «почему», «объясни», «предложи», «придумай», «поделись»). В группе из четырех человек каждый по очереди кидает кубик, задает вопрос остальным членам группы на выпавшее слово.
Повторение материала можно проводить на этапе контроля знаний. Это осуществляется и с помощью обычного теста по изученному материалу, и с использованием игровых форм: разгадывание ребусов, кроссвордов, сканвордов. Например, игра «Верю и не верю». Детям зачитываются высказывания. При помощи поднятия «светофорчиков» дети отвечают, согласны они с утверждением или нет.
Для реализации идей повторения подходят все средства и приемы, как традиционные, так и современные цифровые. Использование ресурсов МЭШ, образовательных платформ учи.ру (chi.ru), Яндекс.Учебник (education.yandex.ru), ЯКласс (yaklass.ru) дает большие возможности для организации повторения как в урочной, так и во внеурочной деятельности.
При возвращении к ранее изученному материалу учебное содержание быстрее переходит в долговременную память ребенка и становится «активным». Это также способствует большей продуктивности при изучении и освоении новых знаний. Повторение позволяет своевременно обнаружить пробелы в знаниях и начать работу по их ликвидации, поэтому является актуальной и важной задачей обучения.
Тщательно продуманное и спланированное, грамотно организованное учителем повторение учебного материала оказывает существенную помощь учащимся, испытывающим сложности в обучении, успешно освоить школьную программу, а детям с высокой учебной мотивацией получить максимально высокий результат учебного труда.
Таким образом, овладение искусством организации повторения является важной задачей профессионального развития учителя, так как от ее решения зависит качество результатов нашей деятельности.

Елена КАЗАНЦЕВА,
Мария ПРИБЫТКОВА,
учителя начальных классов школы №1508