Что побуждает политических лидеров, целые государства ради собственного благополучия уничтожать другие народы? И можно ли построить собственное счастье на страданиях других? Кто несет ответственность за развязывание войн? В пекле Второй мировой войны сгорели десятки миллионов жизней, сотни миллионов людей были ранены, искалечены, потеряли кров, тысячи городов и сел превратились в руины. Почему после таких потерь люди не отказались от насилия? Где в человеке гнездится запредельная жестокость, воплотившаяся в создании концлагерей, газовых камер, «медицинских» опытах над людьми? Почему Советский Союз, остановивший фашистскую агрессию, положивший на алтарь Победы 27 миллионов жизней, объявляется чуть ли не источником зла и пособником нацизма? Это, согласитесь, не праздные вопросы. С течением времени, отделяющим нас от победного мая 1945 года, все настойчивее становятся попытки переиначить историю. Опасно ли это? Безусловно. Особенно если в роли фальсификаторов выступают политические лидеры, дипломаты, военные, ученые. Когда ложные идеи овладеют массами, достаточно будет спички, чтобы разжечь очередной региональный или, не дай бог, мировой пожар. Это реальность.
Где формируется мировоззрение? В значительной степени в школе. Вполне очевидно, что обучение и воспитание тем успешнее, чем больше у школы инструментов, возможностей. Один из таких инструментов - школьный музей.
В школе №1748 есть музейный комплекс, в состав которого входит музей, посвященный истории создания, деятельности Соловецкой школы юнг Северного флота и ее выпускникам. Это была уникальная школа. Она просуществовала всего три года. Было три выпуска (в 1943, 1944, 1945 годах). На флот ушли 4111 прекрасно подготовленных моряков-специалистов. Все юнги стали участниками боевых действий, все были награждены орденами и медалями, а Володе Моисеенко было присвоено звание Героя Советского Союза. Каждый четвертый юнга погиб, защищая Родину.
В школе ковались не только военные кадры, а и человеческие характеры. Вот только несколько фамилий выпускников: писатель В.С.Пикуль, певец Б.Штоколов, адмирал флота Герой Советского Союза В.Коробов, академик археолог Г.Матюшин. Три выпускника школы в послевоенное время стали Героями Советского Союза, четверо - Героями Социалистического Труда.
Возникает вопрос о том, как была построена работа в школе, давшей столь высокие результаты. Позволю себе сформулировать принципы, которые если и не отражались в документах, то просматривались в общей системе образования и воспитания юнг:
1) высочайший профессиональный уровень офицеров воспитателей и преподавателей школы. Все они имели прекрасную теоретическую подготовку, у каждого из них был большой опыт морской службы. Все имели высокие награды Родины;
2) наличие общего побудительного мотива, который можно выразить двумя словами: «Родина. Победа». Абсолютная мотивация мальчишек на обучение. Чтобы попасть в школу, надо было пройти через конкурс. Низкие оценки во время обучения - явление редкое. Ведь после полученной низкой оценки следовал вопрос: «Ты и воевать будешь так себе?» Большинство мальчишек учились на «отлично». Конспекты вели так, что по ним можно преподавать. Многие юнги-выпускники становились учителями для сослуживцев на своих кораблях;
3) бескорыстность и жертвенность всех, кто учил и учился. Все прекрасно понимали, что ждет после выпуска мальчишек: суровая морская служба, море, которое не прощает оплошностей, - жестокий враг. И ведь по выпуску стремились попасть на флоты, где наиболее активно идет война;
4) полное отсутствие показухи, попыток словчить, сделать вид, обмануть, списать;
5) концентрация усилий на главном. Организованность и дисциплина.
Это далеко не полная характеристика деятельности Соловецкой школы юнг. Но и этого достаточно, чтобы понять какой бесценный исторический и дидактический материал есть в наших руках. А ведь нам, нынешним поколениям взрослых и детей, отвечать на вызовы времени. Юбилей Победы - хороший повод для исторического анализа, для своеобразного смотра достижений и возможностей, для самооценки, для развития.
В Севастополе стоит памятник подвигу брига «Меркурий» с лаконичной фразой, обращенной к последующим поколениям: «Потомству в пример». Соловецкие юнги этому завету были верны. Дело за нами.

Геннадий СУСЛОВ,
специалист по музейно-образовательной деятельности школы №1748 «Вертикаль»