​Наука - не предмет чистого мышления, а предмет мышления, постоянно вовлекаемого в практику и постоянно подкрепляемого практикой. Вот почему наука не может изучаться в отрыве от техники.
Джон Десмонд Бернал

В процессе внедрения новых инструментов проектно-исследовательской деятельности важна преемственность образовательных учреждений. Открытие инженерных классов и активная позиция вузов - участников проекта в построении эффективного взаимодействия со специализированными и профильными классами и внедрении отдельных форм инженерной подготовки уже начиная со старших классов отвечают этой потребности.
Учащиеся специализированных инженерных классов вовлекаются в соответствующие профориентационные мероприятия и получают расширенную подготовку по профильным предметам (физика, математика, информатика). К моменту окончания школы выпускники, как показывает практика, выбирают технические специальности.
Важный тезис, разделяемый инженерным и образовательным сообществом: пока человек не начнет делать что-либо своими руками, его инженерные познания иллюзорны. Вот почему практически все участники движения по возрождению инженерного потенциала страны подчеркивают исключительное значение проектно-исследовательской деятельности школьников в специализированных инженерных классах.
Опыт работы в инженерном классе школы №429 «Соколиная гора» позволяет сделать вывод, что проект «Инженерный класс в московской школе» - это не только формирование у обучающихся мотивации к выбору профессиональной деятельности по инженерной специальности, но и воспитание у обучающихся патриотизма, любви к своей Родине, уважения к труду инженеров, работавших в суровых условиях в период Великой Отечественной войны.
В рамках проекта «Инженерный класс в московской школе» учащиеся инженерного класса в течение года посещали огромное количество мероприятий, которые были направлены на развитие компетенций и формирование навыков инженерного дела. Одним из таких мероприятий стало посещение производственного комплекса «Салют», на котором будущие инженеры ознакомились с историей данного предприятия. В ходе экскурсии учащиеся узнали, что завод во времена ВОВ для немцев был вторым по значимости объектом после Кремля и являлся главным производителем авиационных двигателей. Не оставил их равнодушными и потрясающий музей с гигантскими экспонатами двигателей в натуральную величину, мировые рекорды которых так и не были побиты.
После экскурсии и лекций в рамках проекта «Университетские субботы» в ведущих вузах нашей страны будущие инженеры, исполненные патриотизма, поделились со мной идеями проектов, которые они хотели бы выполнить. И одним из них стал проект «Техника военного времени», который возглавили учащиеся 10‑го инженерного класса. Изначально показалось, что их идею сложно будет воплотить, но, детально все обсудив, мы пришли к выводу, что справимся с этой задачей, тем самым отдадим дань уважения всем военным инженерам и ветеранам ВОВ. Ребята были очень воодушевлены, полны сил и с большим рвением участвовали в обсуждении этапов создания своей первой боевой единицы в виде самоходного устройства, которое с легкостью могло разминировать опасные участки без присутствия человека, тем самым сохраняя его жизнь.
Ученики инженерного класса сформулировали цель и задачи, сформировали рабочие группы и определили фронт работ. Используя возможности инженерной лаборатории и робототехнического класса, спустя два месяца построили самоходное устройство на четырех колесах, с улучшенной проходимостью, с подвижным щупом для захвата предметов. Ученики отлично справились с поставленной задачей. Отмечу, что в данный момент устройство полностью функционирует, и для него проектируются 3D-модели уникального корпуса и различные детали с последующей печатью на 3D-принтере.
Работа в данном направлении не останавливается: сейчас в стадии обсуждения находится следующий наш проект «Военная артиллерия». Безусловно, данная проектно-исследовательская деятельность не была бы возможна без помощи партнеров из таких высших учебных заведений, как Московский государственный технический университет имени Н.Э.Баумана, Московский политехнический университет, Российский университет дружбы народов и другие, с которыми мы активно сотрудничаем. Огромное им спасибо за помощь ученикам в реализации такого сложного проекта.
Мы не стоим на месте, мы развиваемся, и прорывом в развитии наших инженерных классов стало бы формирование групп, состоящих из студентов и школьников, участвующих в выполнении конкретных проектов на конкретных предприятиях, представляющих наукоемкие и инновационные отрасли. Такой подход дал бы максимальную степень погружения будущих инженеров в профессию, обеспечил бы несомненное прикладное значение их работы, а также перспективу внедрения выполненных разработок в практику. Мотивация учащихся при такой модели обучения достигала бы наивысшего уровня, как и уровень патриотизма.
Проект «Инженерный класс в московской школе» создает все условия для расширения сетевого взаимодействия между общеобразовательными организациями, организациями высшего профессионального образования и научно-производственными предприятиями. Объединение ресурсов участников проекта открывает перед школьниками новые реальные пути в профессию инженера.

Денис КИНЦОВ,
учитель информатики школы №429 «Соколиная гора»