Дети младшего школьного возраста могут осознавать сущность деятельности взрослых и способы достижения результата. Детская жажда знаний огромна. Развиваясь, она переносится на различные действия, труд людей, их профессии. В работе школы существует практика ознакомления с профессиями. Мы осуществляем это на занятиях вне­урочной деятельности, используя проектную технологию.
Особенностью нашей работы является включение в проектную деятельность родителей. Анкетирование показало, что 74% участников опроса уверены, что взаимоотношения родителей с учителями должны строиться на началах тесного и доверительного сотрудничества. Важно и то, что воспитание учащихся в школе и воспитание в семье - это неразрывный процесс. Подготовка младших школьников к осознанному выбору профессии представляется одной из важных задач обучения и воспитания, а привлечение родителей к проекту создает союз «школа - ученик - семья», который направлен на благополучное и гармоничное развитие личности младшего школьника, на сохранение желания учиться, на укрепление веры в себя. Программа «Знакомство с профессиями родителей» во вне­урочной деятельности, направленная на раннюю профориентацию учеников младшего школьного возраста, объединяет интересы взрослых и детей и предназначена для реализации ее учителями, занимающимися вопросами профессионального просветительства, социальной адаптацией детей в возрасте от 7 до 11 лет. Программа предполагает активное участие родителей, так как первые профессии, с которыми сталкивается ребенок, - это профессии близких ему людей.
Цель - развитие познавательных интересов младших школьников и формирование у них представлений о мире профессий посредством ранней профориентации.
Задачи: формирование осознанных представлений о мире труда и профессий; развитие интеллектуальной и эмоционально-волевой сфер; развитие рефлексивных умений; развитие реалистической самооценки. Кроме этого, учитель должен помочь родителям осознать свою родительско-воспитательную миссию как величайшую ответственность за будущее ребенка.
Каждое занятие имеет тематическое наполнение, связанное со знакомством с определенной профессией. Занятия проходят в форме мини-проекта, на котором ребята получают «продукт», который представляется всему классу. Родители с помощью учителя готовятся к выступлению, которое может быть в форме презентации, экскурсии, игры, мастер-класса, концерта. И дети, и родители с удовольствием выступают перед аудиторией как из других классов, так и образовательных учреждений.
Эффективными формами реализации программы являются беседы, ролевые игры, конкурсы, экскурсии, подготовка и обсуждение сообщений, самостоятельные и групповые проектные разработки. В ходе ее реализации обучающиеся приобретают важные знания (о потребностях, труде, мире профессий), коммуникативные и социальные компетенции (умение осознанно строить речевое высказывание, готовность слушать собеседника и вести диалог, готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать собственное мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий), формируют личностные качества (отношение к труду, интерес к профессиям, ответственность, дисциплинированность, самостоятельность в труде).
Таким образом, реализация данной программы позволяет создать у детей максимально разнообразную палитру впечатлений о мире профессий, чтобы затем ребенок мог анализировать профессиональную сферу более осмысленно и чувствовать себя более уверенно в этой области.
Формирование представлений младших школьников о мире труда и профессий - это важная проблема современного образования. Использование учителем проектной технологии позволяет активизировать познавательную деятельность учащихся, оживляет традиционный учебный процесс, способствует проявлению индивидуальных качеств каждого ученика. Органичное включение родителей в школьную жизнь детей позволяет приблизить их к учебному процессу, сделать помощниками учителя и весьма часто гармонизирует семейные взаимоотношения.

Татьяна САМСОНОВА,
учитель начальных классов измайловской школы №1508