Можно утверждать, что высокими образовательными результатами московские школы могут гордиться по праву, ведь город уделяет большое внимание и вкладывает значительные средства в кадровый потенциал и техническое оснащение учебного процесса, создавая одну из самых современных школ в мире.
В эпоху цифровых технологий и всеобщей компьютеризации одним из наиболее ценных ресурсов является информация. На основании полученной информации принимаются те или иные решения, которые являются двигателем в достижении поставленных целей.
В этой статье мы поговорим о том, как повлияет на качество образовательной деятельности сосредоточение информации о материальных и финансовых ресурсах школ в едином центре.
Цель и задачи проекта
Итак, фундаментом при принятии грамотных управленческих решений, в том числе по вопросам обеспечения жизнедеятельности образовательного комплекса и условий безопасного пребывания учащихся, приобретения оборудования и другого имущества, является достоверная информация о финансовых и материальных ресурсах, которыми обладает школа.
От того, насколько оперативно необходимые сведения предоставляются пользователям, будет зависеть результативность этой работы.
Конечно, такая информация содержится в регистрах бухгалтерского учета. Поэтому эффективность управления ресурсами неразрывно связана с проектом по централизации бухгалтерского учета, который реализует Центр финансового обеспечения ДОНМ.
Ответим на вопрос: зачем же нужна такая централизация?
Основная цель централизации - освободить школу от непрофильной и затратной функции, дать возможность директору полностью сосредоточиться на учебно-воспитательном процессе, уделяя большую часть времени организации и проведению интересных развивающих занятий, работе с родительской общественностью и, конечно, планированию стратегии развития своего учреждения.
Централизация функций ведения бухгалтерского учета позволяет решить не только задачу снижения стоимости выполнения этих функций в школах столицы, но и значительно повысить качество и прозрачность учетных процессов, минимизировать финансовые нарушения, выстроить эффективную систему управления ресурсами.

Как это работает?
Выполняя принятые на себя обязательства по ведению бухгалтерского учета, центр разрабатывает единую методологию учета, формируя типовые учетные политики для всех типов обслуживаемых учреждений.
Применяя накопленный опыт, совместно с коллегами из других учреждений системы столичного образования центр ведет работу по стандартизации учетных процессов, превращая нестандартные решения в типовые операции.
Отдельного внимания заслуживает внедрение новых решений по автоматизации бухгалтерской работы, в том числе появление электронного документооборота. При этом отчетливо видны рост производительности труда и повышение качества данных об объектах учета.
Теперь руководителям образовательных организаций принимать верные решения по управлению ресурсами стало гораздо легче.
Кстати, мы подсчитали, сколько средств сохранит школа, передавая учетные функции в центр.
До участия в проекте по централизации бухгалтерского учета для полноценного выполнения этой работы школе требовались 4‑5 квалифицированных работников, отдельное помещение, офисное оборудование и так далее. А средние затраты по одной школе составляли порядка 5 млн рублей в год.
Таким образом, у образовательных организаций появилась возможность направлять высвобождаемые денежные средства на увеличение фонда оплаты труда педагогов, развитие материальной базы школы, улучшение качества предоставляемых образовательных услуг.
Следует отметить, что Центр финансового обеспечения, решая задачи централизации, не обходит стороной вопросы социальной защищенности работников, должности которых исключаются из штатных расписаний школ в связи с передачей учетной функции. Высвобождаемым квалифицированным работникам всегда предлагаются трудоустройство в центре, достойный уровень оплаты труда, возможность повышения квалификации, ну и, конечно, интересная работа в дружном коллективе профессионалов-единомышленников.

Первые итоги централизации
К началу 2020 года мнение о необходимости централизации бухгалтерского учета в системе образования разделяют руководители 319 образовательных учреждений, будучи уверенными, что Центр финансового обеспечения не подведет. Ведь в подавляющем большинстве в течение первых месяцев взаимодействия с центром отмечается улучшение финансово-экономических показателей деятельности школ.
Завершение проекта по централизации бухгалтерского учета запланировано к концу 2020 года.
При этом Центр финансового обеспечения на достигнутом не остановится, продолжая искать дальнейшие пути развития и совершенствования качества учетного процесса.
В ГКУ ЦФО ДОНМ накоплен значительный практический опыт по централизации учета, и мы готовы открыто им делиться с другими заинтересованными регионами нашей страны.
Надо говорить не о численности работников в ЦФО, а о численности работников, которые нужны системе для выполнения функций (функция бухучета, функция расчетов по оплате труда).

Вячеслав МИЛЬЧАКОВ,
заместитель начальника управления бухгалтерского учета и отчетности ГКУ ЦФО ДОНМ;
Михаил ЕВГЕНЬЕВ,
начальник сектора методологии и анализа управления бухгалтерского учета и отчетности ГКУ ЦФО ДОНМ