Повышение финансовой грамотности - стратегически важная задача не только для нашей страны, но и для остальных, ведь влияние таких факторов, как мировые финансовые кризисы, динамично меняющиеся финансовые рынки, усложнение финансовых услуг, приводит к осознанию в необходимости повышения финансовой грамотности населения в таких странах, как США, Канада, Великобритания, Испания, Бразилия, и многих других. Примерно 60 стран уже разрабатывают или реализуют национальные стратегии повышения финансовой грамотности.
Среди стран Большой двадцатки (G20) Россия занимает 9‑е место.
В то же время, по данным исследований Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся (PISA), уровень финансовой грамотности школьников 15‑летнего возраста за три года резко вырос - теперь подростки в России стоят не на 10‑м, а на 4‑м месте в международном рейтинге.
По результатам исследований PISA московские школьники заняли 3‑е место по уровню читательской грамотности в мире, по показателям математической грамотности заняли 5‑е место, по уровню естественно-научной грамотности - 6‑е место.
При этом, по данным исследований аналитического центра НАФИ, лишь 28 процентов родителей привлекают своих детей (чей возраст составляет от 14 до 17 лет) к планированию семейного бюджета.
В современных условиях расширения сферы финансовых услуг, усложнения и появления новых и трудных для понимания финансовых инструментов повышение финансовой грамотности актуально для всех групп населения.
Повышение финансовой грамотности - стратегически важная задача Российской Федерации.
В 2017 году Минфин России на основе опыта реализации своего проекта инициировал разработку Стратегии повышения финансовой грамотности населения, чтобы масштабировать наиболее эффективные программы, практики на всю страну, выработать скоординированные меры с другими ключевыми ведомствами и участниками, которые также занимаются этой тематикой.
Это прежде всего Минобрнауки России, Банк России, Рос­потребнадзор, Пенсионный фонд, а также регионы - участники финансового рынка, общественные объединения потребителей, экспертное сообщество.
Стратегия утверждена распоряжением Правительством Российской Федерации №2039‑р 25 сентября 2017 года и определяет приоритеты, цели и задачи в сфере повышения финансовой грамотности населения.
Город Москва был первым регионом, который подписал соглашение о сотрудничестве по развитию финансовой грамотности с Центральным банком Российской Федерации. 20 сентября 2017 года подписано Соглашение о сотрудничестве между Департаментом образования города Москвы и Банком России.
Проект «Финансовые и предпринимательские субботы» стартовал в октябре 2017 года как продолжение масштабной городской инициативы «Субботы московского школьника» и стал одним из самых популярных среди московских школьников и их родителей.
Все началось с того, что Центр финансового обеспечения Департамента образования и науки города Москвы совместно с Ассоциацией содействия развитию бухгалтерского учета в образовательных организациях предложили проводить повышение финансовой грамотности нашего молодого населения в рамках проекта «Суббота московского школьника».
Проект направлен на совершенствование финансовой компетентности молодых москвичей, а в конечном счете на формирование финансовой безопасности. Он органично встроен в столичную государственную программу повышения финансовой грамотности населения.
Сегодня на официальных информационно-просветительских ресурсах, разработанных в рамках проекта «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации», - vashifinancy.ru, fincult.info и хочумогузнаю.рф - можно найти любую информацию.
Чем же вызвана такая популярность проекта среди школьников и их родителей? Почему же школьники и их родители готовы в свой выходной ехать куда-то?
Отличительные особенности проекта «Финансовые и предпринимательские субботы»:
1) полезный инструмент профориентации. Площадками финансовых суббот являются колледжи, в том числе Московский техникум креативных индустрий имени Л.Б.Красина, Московский колледж бизнес-технологий. Ребята и родители - участники финансовых суббот видят современную развивающую среду колледжей, интересных и грамотных преподавателей;
2) мотивация на успех.
Важно и то, что на финансовых субботах молодые москвичи могут углубленно изучить интересующие их темы, получить консультации профессионалов, которые помогут им в организации своих проектов, реализации собственных предпринимательских идей. А чем больше ты знаешь и умеешь, тем сильнее хочется попробовать себя в практической плоскости.
На площадках проекта «Финансовые и предпринимательские субботы» проводятся лекции, мастер-классы, тренинги, которые охватывают вопросы управления личными финансами, формирования бюджета, налогооблажения и налоговой отчетности, дают представление о банковских продуктах и освещают другие темы, необходимые современному жителю мегаполиса.
Ежегодно в Москве проходит Фестиваль финансовой грамотности и предпринимательской культуры - просветительская социальная акция для жителей города всех возрастов.
Целевая аудитория фестиваля: дети от дошкольного до студенческого возраста, родители, бабушки и дедушки - все, кто хочет узнать больше о том, как можно обезопасить и улучшить свое финансовое положение, а также открыть свое дело. Мероприятия фестиваля рассчитаны на семейное посещение, учитывают все возрастные категории и проходят в форме лекций и консультаций (для взрослых) и в различных игровых формах (для детей и подростков).
В этом году посетители фестиваля смогли получить актуальную информацию, позволяющую повысить уровень финансовой культуры и получить базовые навыки грамотного финансового поведения, а также ознакомиться с основами предпринимательской деятельности.
Кроме того, с трибуны на одной из площадок начальник Центра финансового обеспечения предложил коллегам из профильных ведомств принять участие в проведении интеллектуальной викторины для обучающихся московских школ в качестве экспертов.
25 сентября 2019 года в прямом эфире Московского образовательного канала проведена викторина «Финансовая грамотность: вчера, сегодня, завтра», организованная Департаментом образования и науки города Москвы и Центром финансового обеспечения.
В викторине принимали участие сборные команды межрайонных советов директоров среди 7‑9‑х классов школ. Авторитетную экспертную команду представляли: один из заместителей руководителя Департамента образования и науки города Москвы, представители Главного управления Центробанка России по ЦАО, ГБУ «Мосфинагентство», ПАО «Сбербанк России», а также начальник и заместитель начальника Центра финансового обеспечения.
Учащиеся сборных команд МСД показали достаточно высокий уровень финансовой грамотности и активности. В ходе дискуссий с экспертами были обсуждены наиболее интересные мероприятия прошедшего в сентябре Московского фестиваля финансовой грамотности, актуальные вопросы в сфере финансов и экономики, современные подходы к обучению школьников финансовой грамотности, перспективы на будущее.
По результатам викторины победу одержали команды МСД №4, 21 и 15.
Проведение такого мероприятия усилило внимание учеников и их родителей к вопросам финансовой грамотности и привлекло дополнительную аудиторию на наши мероприятия.
Теоретический курс - это, безусловно, интересно и познавательно, однако каждый ученик московской школы, посетивший финансовую субботу, после курса лекций говорит: «Вот бы попробовать сейчас…», «Мне кажется, я бы справился…»
В Центре финансового обеспечения считают эффективной игровую модель, где ученики, например, могут попробовать себя в качестве банковского работника. Уже сегодня современный мир трудно представить без пластиковых карт. В возрасте 5‑6 лет дети уже прекрасно понимают, что такое деньги, а также отлично справляются с общением по Интернету и использованием карт. Познавательным и интересным способом донести до детей информацию о деньгах, финансах и банках являются различные игровые проекты, например «КидБург».
На площадках таких развлекательных центров дети самых разных возрастов могут попробовать себя в роли страхового агента, операциониста, инкассатора банка в «бронежилете», они тратят и зарабатывают игровые деньги, которые затем можно обменять на различные сувениры. После получения подъемного капитала ребята могут попробовать себя в роли банкиров.
Юные банкиры самостоятельно выполняют все операции: управляют электронной очередью, пересчитывают деньги в счетных машинках, проверяют их на подлинность с помощью специального оборудования, работают с инкассацией и общаются с посетителями. Общение и уверенность - навыки, которые пригодятся будущему сотруднику банка.
Центром финансового обеспечения и банком ВТБ в рамках «Суббот московского школьника» была проведена мастер-игра «Я предприниматель» для учеников 9‑11‑х классов.
В игре приняли участие студенты Московского техникума креативных индустрий имени Л.Б.Красина, ведущим игры выступила Светлана Толкачева, топ-менеджер группы ВТБ, общественный деятель в области финансового просвещения. Проведенная мастер-игра направлена на повышение финансовой грамотности учащихся и поможет обеспечить подрастающему поколению финансовую стабильность во взрослой жизни. Участие в таких социально-значимых мероприятиях в очередной раз подчеркивает статус банка как одного из ключевых партнеров Правительства Москвы.
Как отмечает Светлана Толкачева:
- Меня часто спрашивают, какие инвестиции самые лучшие. Инвестиции в себя, очевидно, ведь ваши знания навсегда останутся с вами. Новые навыки, которые вы получите, позволят вам вновь заработать, даже если вы потеряете работу. Мастер-игра «Я предприниматель» помогает развивать базовые навыки для принятия ключевых решений в жизни.
Руководитель Департамента розничного бизнеса - старший вице-президент банка ВТБ Мигель Маркарянц отметил:
- Банк ВТБ и Департамент образования и науки города Москвы связывает многолетнее эффективное сотрудничество. В 2019 году банк впервые принял участие в проекте Департамента «Субботы московского школьника».
Очень полезным и востребованным мероприятием, проводимым совместно с банком, является экскурсионно-практическое занятие «Демонстрация работы офиса обслуживания клиентов ПАО «Банк ВТБ».
В ходе посещения подразделения кредитной организации ребята получили знания о продуктовой линейке, предлагаемой банком, которая содержит широкий спектр финансовых услуг различного направления, увидели работу офиса изнутри. Во время экскурсии ученики узнали о банковских гарантиях и способах защиты интересов клиентов при размещении денежных средств на счетах, ознакомились с обслуживанием привилегированных клиентов, увидели практическую работу кассира с наличными денежными средствами разных валют. Особый интерес возник к работе банкоматов в зоне обслуживания. Школьники смогли наблюдать процесс инкассации и обслуживания устройств самообслуживания. Представители банка подробно рассказали про банковские карты, историю их появления, об удобствах и безопасности при использовании в быту, о методах защиты от мошеннических действий третьих лиц, дали практические советы.
На экскурсии ученики живо интересовались вопросами карьерного роста в банковской системе и образованием банковских работников. По отзывам учеников экскурсия была очень интересной и познавательной.
Какие задачи ставит перед собой Центр финансового обеспечения по развитию проекта «Финансовые и предпринимательские субботы»? Безусловно, для того чтобы проект продолжал быть востребованным, необходимо прилагать массу усилий. Это прежде всего повышение охвата аудитории - не только молодых москвичей, но и их родителей, бабушек и дедушек.
Центр планирует и в дальнейшем активно вовлекать в проект экспертов финансовых организаций как Москвы, так и федеральных ведомств.

Максим МАКСИМОВ, начальник управления бухгалтерского учета ГКУ ЦФО ДОНМ;
Андрей ГАМУЛА, начальник отдела анализа и банковского сервиса управления расчетов по оплате труда ГКУ ЦФО ДОНМ