- Ефим Лазаревич, уже давно известный факт, что основную часть в бюджете школы занимает субсидия на выполнение государственного задания. Подтверждением доверия города к московским школам, подкреплением их самостоятельности является то, что в 2017 году были сформированы «полные» нормативы финансирования государственных услуг. В их состав были включены все расходы на обеспечение образования и безопасного пребывания, в том числе расходы на питание обучающихся, охрану, повышение квалификации работников, приобретение учебников и проведение ремонтных работ.
В результате этого московские школы стали самостоятельными в определении структуры своих расходов, получили возможность планировать расходы не только на текущую деятельность, но и на свое развитие. Сейчас уже можно подвести итоги. Как повлияло введение «полных» нормативов на жизнь школы?
- Это серьезный шаг в рамках действующего Федерального закона №83‑ФЗ, который дает школе большую экономическую и правовую свободу в принятии решений, а следовательно, школа заняла свое достойное место в формировании кадровой политики, развитии главного ресурса своего благополучия - учительского корпуса. Школы города находятся в различных социальных, культурных, экономических условиях. Москва - гигантский мегаполис, в котором представлено большое разнообразие жизненных укладов, а для школы это многообразие является важным фактором влияния на стратегию ее развития. Решение 2017 года о «полных» нормативах означает не только доверие города к способности школы нести ответственность, но и рост компетенций школьных управленческих команд.
- Действительно, за последние годы профессионализм управленческих команд вырос. Этому способствовала и процедура аттестации, и проведение управленческих сред, и проект «Взаимообучение московских школ». Но жизнь не стоит на месте, меняется экономическая ситуация, инфляция, пусть и невысокого уровня, также вносит свои коррективы. Так, с 1 января 2020 года городом проиндексированы нормативы на оказание государственных услуг дошкольного, школьного и профессионального образования. В среднем нормативы увеличены на 10‑15 тысяч рублей, это составляет около 8‑10%.
- Мне кажется, что в 2019 году директора московских школ впервые за многие годы обратились к власти с этой темой - увеличение норматива подушевого финансирования. Не стоит забывать, что дело не только в инфляции, но и в систематическом, почти ежегодном росте тарифов на тепло, электричество, транспорт и иные, внешние для школы услуги. Все это в совокупности приводит, например, к удорожанию школьных обедов, росту расходов на содержание зданий. Ну и самое главное: школы города смогли существенно повысить зарплату педагогов, а это ключевое условие качества и успешности образования, и сделали это без индексации норматива, что свидетельствует о способности школьных управленцев маневрировать в условиях бюджета, научаться самостоятельно зарабатывать деньги, грамотно составлять планы финансово-хозяйственной деятельности. Последнее является зеркалом направлений развития школы, ее образовательной среды, уклада, политики.
- Действительно, управленческие команды школ смогли разобраться в сложных экономических механизмах и, отвечая на вызовы современной экономики, эффективно используют имеющиеся ресурсы. Например, многие школы успешно применяют меры энергоэффективности, что позволяет заложенное городом увеличение норматива направить на развитие школ, а следовательно, на повышение качества образования. Около 70% в расходах школы закономерно занимают расходы на оплату труда работников. Требования к минимальному уровню оплаты труда педагогических работников закреплены в указах Президента Российской Федерации - он должен быть не ниже среднего по региону. Нормативы, введенные с 1 января 2020 года, в полной мере обеспечивают сохранение достигнутых показателей по оплате труда работников.
- Считаю, что дело не только в этом. Школа - один из консервативных институтов общества и государства, так было везде и во все времена. Достаточно внятные требования, продиктованные политикой города, возможности современной информационной среды, отход от привычных стереотипов в формировании штатного расписания, пересмотр рабочей недели (а в некоторых школах и рабочего года) сотрудников - все это в совокупности позволяет по-другому выбирать знаковые ориентиры в оптимизации фондов оплаты труда и в целом основных направлений кадровой политики. Приведу один понятный всем пример: пассажирские лайнеры второй половины XX века имели летный экипаж 7‑12 человек. В его составе были бортрадист, штурман, инженер-механик. В современном лайнере летный экипаж всего два человека, чему способствовали современные системы навигации, новые технологии, автоматизация многих процессов. В школе, если отойти от стереотипов, могут быть заменены многие профессии, кроме одной - учительской. Поэтому разумность финансового, а значит, и содержательного планирования имеет главный ориентир - это учитель. Мой известный коллега в начале 90‑х как-то на одной из конференций сказал: «Ну какие могут быть на уроке изыски о творчестве Чехова, когда она, учительница, думает о том, что у нее в холодильнике, чем она будет кормить семью!»
- Следует отметить, что благодаря поддержке города, результативной работе управленческих команд, профсоюзных комитетов и управляющих советов школ по отношению зарплаты учителя и средней зарплаты Москва опережает многие ведущие мегаполисы мира. Это отмечено и в исследовании 2018 года международной консалтинговой компании Bain & Company. Среднемесячный размер заработной платы учителей в 2019 году составил более 117 тысяч рублей. Кроме выплат, которые определяет школа самостоятельно за счет своего бюджета, городом в целях дополнительного стимулирования педагогических работников были приняты решения о городских выплатах. В частности, выплата за активное участие в развитии Московской электронной школы. Размер данной выплаты составляет 10 тысяч рублей в месяц. И, конечно, выплата за выполнение функций классного руководителя. Ее размер составляет 12,5 тысячи рублей в месяц при наполняемости класса 25 человек (при иной наполняемости - пропорционально количеству учеников).
- Наконец-то! Когда мобильная связь интенсивно внедрялась в нашу повседневность, а стоимость минут измерялась дорогими не нашими деньгами, я прикинул, что классные руководители тратят на это дело намного больше, чем остальные учителя. Это святая, почти мессианская работа: надо быть уверенным, что все добрались до дома после экскурсии, быть в курсе того, как кто себя чувствует из детей, наиболее доверенные выслушивали исповедь о счастье или проблемах юных подопечных. Именно тогда мы удвоили за счет внебюджетных ресурсов доплату за классное руководство. Само слово «доплата» не вполне корректно, это не дополнительная нагрузка, а отдельный вид работы, требующий выполнения не только должностных обязательств, но и затрат душевных, интеллектуального напряжения, непрерывного культурного развития. И этот шаг городской власти - увеличить оплату классным руководителям - неизбежно даст эффект в ближайшем будущем, вижу в своей школе, что уже дает.
- Кроме обеспечения выплаты заработной платы и текущих расходов школа должна уделять свое внимание и развитию материально-технической базы. Современная школа должна не только отвечать текущим запросам, но и заглядывать в будущее, только это будет залогом предоставления образования высокого уровня, заинтересованности самих обучающихся в освоении знаний, умений и навыков, которые им пригодятся в высокотехнологичном и высококонкурентном мире. Школа самостоятельно планирует эти мероприятия за счет получаемого финансирования. Но когда речь идет о дорогостоящей закупке современного оборудования, например комплекта инженерного или медицинского класса, школа может использовать свой трехлетний бюджет. В рамках этого трехлетнего финансирования школа может самостоятельно перераспределить средства между годами. Конечно же, это перераспределение осуществляется по согласованию с учредителем, и учредителем установлены требования к перераспределению, своеобразные гарантии будущего: предельный размер перераспределения - не более чем 10% от годового объема финансирования школы; предельный срок перераспределения - три месяца, предшествующие окончанию контракта директора. Благодаря этому обеспечена самостоятельность школы в определении ресурса, который возможно направить на развитие не только за счет текущего финансирования, но и за счет всего своего бюджета.
- По этому поводу у меня есть одна история. Однажды в середине 90‑х годов мне с группой учителей и учеников нашей школы довелось побывать с ответным визитом в американской школе. Маленький город, в котором было всего две школы. Мы приехали в июле, нас встретили как-то очень скромно, почти уныло. Мне было неловко спросить, что случилось, когда коллеги были в Москве, мы их встречали более чем гостеприимно. И только вечером, после того как детей уложили спать, их учитель математики на мой вопрос, где же все-таки директор школы, объяснил, что школьный совет его уволил несколько дней назад. Причина одна: школу отправили на каникулы раньше положенного на месяц, потому что деньги в школьном бюджете кончились и нечем было платить ни за электричество, ни за работу учителям. Я вспомнил об этом, когда прочитал в нашем законе о бюджетных учреждениях (83‑ФЗ), что учредитель не несет субсидиарной ответственности за бездумное расходование школой ее бюджета. Поэтому, поддерживая ваши слова о самостоятельности школ, делаю акцент на том, что экономические свободы всегда сопряжены с экономической ответственностью, профессиональной и нравственной.
- Безусловно, повышение самостоятельности влечет и повышение ответственности. Самостоятельность не означает бесконтрольность. Деятельность школ благодаря информационным системам максимально прозрачна. В том числе и благодаря развитию информационных систем, облегчающих школе процесс планирования и контроля всех процессов, управленческие команды московских школ стали профессиональными и результативными коллективами.
Таким образом, московская школа, используя предоставленные городом финансовые возможности, может уже сейчас обеспечить предоставление подрастающему поколению качественного образования, отвечающего не только современным реалиям, но и требованиям будущего. Спасибо, Ефим Лазаревич, за этот интересный разговор! Работа школ, центральных городских учреждений нацелена на решение одних и тех же задач. При этом нам, работникам центральных городских учреждений департамента, важно понимать потребности школ, продиктованные реалиями современности и вызовами будущего, и оперативно реагировать на эти потребности.

Иван СТЕПАНОВ,
начальник управления финансового обеспечения Центра финансового обеспечения ДОНМ