Напомним, 31 января «Учительская газета» выступила с инициативой о разработке федерального закона «О статусе педагога», который бы защищал права учителей при исполнении ими служебных обязанностей.
Предложение «Учительской газеты» поддержали профильный комитет Госдумы и Общероссийский профсоюз образования. Чтобы обсудить дальнейшие шаги по реализации инициативы, в стенах старейшего педагогического издания собрались знаковые для образования эксперты и журналисты различных изданий.
- К сожалению, участились оскорбления и нападки на педагогов по всей стране. Поэтому не случайно, что все педагогическое сообщество выразило солидарность с нашей инициативой о защите педагогов, - отметил главный редактор «Учительской газеты» Арслан Хасавов, который выступил модератором круглого стола. - Теперь нужно в ходе дискуссии выработать предложения для принятия закона или подзаконного акта, который бы регламентировал статус учителя.
- Одними законотворческими актами вопрос не решить, - убежден Виктор Смирнов, заместитель председателя Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре. - Необходимо повышать социальный статус учителя, общество нуждается в воспитании.
- Инициатива, предложенная «Учительской газетой», давно назрела, проблема защиты педагогов становится все острее и острее, - считает Любовь Духанина, заместитель председателя Комитета Госдумы по образованию и науке, член центрального штаба ОНФ. - Независимо от того, будет ли отдельный закон «Об особом статусе» или подзаконный акт, нужно поднять престиж учительской профессии и статус педагога в обществе. Для этого нужно определить механизмы противодействия ущемлению прав педагогов, прописать в законе необходимые условия осуществления профессиональной деятельности, инструменты профессионального развития и карьерного роста, различные меры поддержки учителей.
Она добавила, что эти меры призваны подчеркнуть социальную значимость педагогического труда и сделать учителей более защищенными.
- Думаю, надо широко обсуждать эту инициативу в педагогическом сообществе, - заявила Любовь Николаевна.
Заместитель председателя Общероссийского профсоюза образования Михаил Авдеенко предложил ввести систему штрафов и уголовную ответственность за оскорбления и унижения учителей. По его мнению, такие меры носили бы еще и профилактический характер.
- Статус не определяется штрафами, - считает Ирина Ильичева, директор школы №1409, председатель Палаты председателей образовательных учреждений Москвы. - Президент России и так очень много делает для поддержки образования и учительства в целом, тем не менее проблема статуса педагога стоит в нашем обществе довольно остро, и ее надо обсуждать.
- Когда я готовилась к круглому столу, то, изучая материалы в Интернете, обратила внимание, что подобные проблемы существуют и за рубежом, - рассказала Вита Кириченко, директор школы №1520 имени Капцовых, абсолютный победитель конкурса «Учитель года России»-2012. - Так, к примеру, в США в 2018 году из профессии ушло больше учителей, чем за предыдущие пять лет, схожая ситуация и в Великобритании. Нам нужно учитывать опыт других стран при обсуждении статуса учителя. Я вообще считаю, что сегодня нужно, чтобы семья и школа объединились и сели за стол переговоров. Необходимая нормативная база уже существует, нужно лишь принять дополнительные меры по поддержке педагогов.
- Принимая подобный закон, мы должны понимать, что будет и обратная реакция. Не всегда бывает прав учитель, некоторые педагоги до сих пор относятся к детям как к подчиненным. Такой закон приведет к противостоянию в обществе, мы же должны сделать так, чтобы эта инициатива стала поводом к общественному референдуму о том, что происходит в нашей школе и образовании, - заметила Мария Лазутова, председатель Комиссии по образованию и науке Общественной палаты Москвы.
В завершение Любовь Духанина отметила, что дискуссия в рамках инициативы положит начало развитию образования и повышения качества подготовки педагогов.
Итоги круглого стола подвел главный редактор «Учительской газеты» Арслан Хасавов, заявив, что все предложения, которые поступят в редакцию, будут собраны, и далее обсуждение продолжится уже на других площадках с привлечением широкого круга экспертов. Кроме того, будет составлена «дорожная карта» реализации инициативы.