Было о чем рассказать и хозяевам встречи: благодаря предпрофессиональной подготовке юные москвичи приобретают базовые навыки работы на современном оборудовании, а также могут понять, подходит ли им выбранная профессия.
По словам мэра Москвы, возможность получить качественное образование должна быть у каждого ребенка независимо от того, в какой школе он учится:
- Это залог дальнейшего движения вперед, дальнейшего успешного поступления в профессиональные учебные заведения.
Для этого в столице прошла существенная реорганизация в сфере образования: унифицирована система финансирования школ, образовательные учреждения объединены в комплексы, введена система родительского контроля. Комплексная работа уже дала первые результаты: столичные школы вошли в тройку мировых лидеров по качеству образования, а московская система образования обошла почти все европейские страны и конкурирует с ведущими образовательными системами Шанхая, Сингапура и Японии.
- За последние годы число выпускников, которые набрали более 220 баллов на трех экзаменах, увеличилось в три раза, число школьников - победителей и призеров Всероссийской олимпиады увеличилось в три раза. Самое главное - количество школ, которые участвуют в олимпиадах и подготовили призеров и победителей, увеличилось тоже в три раза. Это говорит о том, что качественное образование в Москве является не достоянием отдельных школ, а стало массовым. Это, пожалуй, главный результат этой работы, - отметил Сергей Собянин.
Если в среднем по стране 50 процентов учащихся уходят из школ после девятого класса, то в Москве две трети учеников предпочитают оканчивать 11‑й класс. Знаний, которые они получают в школах, им хватает, чтобы успешно сдать единый государственный экзамен и определиться с будущей профессией.
Первое представление о профессиях юные горожане получают, еще будучи дошкольниками, когда начинают посещать кружки и участвовать в соревнованиях. Некоторые из них уже в возрасте шести-девяти лет участвуют в чемпионате профессионального мастерства KidSkills, показывая неплохие результаты.
Эффективность ранней профориентации подтвердил также руководитель департамента по образованию и навыкам Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), специальный советник генерального секретаря ОЭСР по вопросам политики в области образования Андреас Шляйхер:
- Эффективная профориентация начинается рано - в начальной школе. Она усиливает степень важности принимаемых решений, связывает учебу в школе с будущей трудовой деятельностью выпускников, дает прямой доступ к информации о рынке труда, а также помогает подготовить хорошо обученных, преданных своему делу профессионалов.
С 5‑го по 11‑й класс у московских школьников есть возможность погрузиться в университетскую среду.
- Чтобы у ребят была возможность не только заниматься в школе, но и видеть, как работают предприятия, университеты, вузы, мы освободили субботы от учебы. Большинство школ проголосовало на «Активном гражданине» за эту новацию в свое время, и сегодня у подавляющего большинства школ пятидневная неделя. Это значит, что в субботу они могут заниматься другими вопросами, в том числе и «Университетскими субботами», - отметил Сергей Собянин.
Мэр Москвы напомнил, что еще недавно организовать в столице предпрофессиональные классы было сложно, ведь в лучшем случае в параллели было два старших класса. После объединения школ появилась возможность создать полноценные профильные классы.
- Сегодня в образовательных центрах Москвы численность учащихся и воспитанников составляет 3,5‑4,5 тысячи человек. И это возможность параллельно создавать четыре-пять классов, в которых можно получать на выбор различное предпрофессиональное образование - инженерное, медицинское, академическое, IT, организовать кадетские классы, - рассказал Сергей Собянин.
В трех школах также были созданы экспериментальные классы, где обучение максимально приближено к университетскому. В этом году проект запустят еще в 36 школах, чтобы обеспечить качественную подготовку учеников в каждом районе города.
- Это «Школа старшеклассников» на новом технологическом уровне. Создаем новую среду, максимально приближенную к университетской. Лаборатории, компьютерное оборудование, сама площадка достаточно мобильная и трансформируемая, - отметил мэр Москвы.
В рамках проекта для школьников создают учебное пространство, приближенное к университетскому. Занятия проходят в форме лекций и семинаров.
Проект «Школа старшеклас­сников» запустили в 2018 году. Его главная задача - создание современной образовательной среды, предназначенной для обучения старшеклассников. Так, в одном из корпусов школы проводят комплексный капитальный ремонт. Традиционные школьные помещения (классы, рекреации, актовый зал и другие) трансформируют в учебное пространство, приближенное к университетской образовательной среде. Там появляются современные лаборатории, устанавливается цифровое высокотехнологичное оборудование.
Школьников готовят к учебе в университете, проводя лекции и семинары. Также старшеклас­сники заняты проектной и исследовательской работой. Все это помогает учащимся осознанно выбрать будущую профессию и получить базовые предпрофессиональные знания еще в школе.
В новом учебном году более 35 тысяч московских школьников пошли в предпрофессиональные классы - инженерные, академические, медицинские, кадетские и специализирующиеся на информационных технологиях (ИТ-классы).
Занятия в предпрофессиональных классах ведут не только школьные учителя, но и сотрудники вузов, а также практикующие специалисты.
Предпрофессиональное образование - прекрасная возможность для ребенка узнать спе­цифику выбранной профессии и понять для себя, действительно ли она ему подходит. Ученики получают знания и умения, которые впоследствии пригодятся при поступлении в вуз, а также приобретают базовые навыки работы на современном оборудовании.
Предпрофессиональные классы открыты в 215 столичных школах. Партнерами образовательных учреждений стали ведущие федеральные вузы, среди которых Московский государственный технический университет имени Н.Э.Баумана, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Первый Московский государственный медицинский университет имени И.М.Сеченова, Московский авиационный институт, Дипломатическая академия МИД России и другие. В проектах также участвуют технопарки, ведущие IT-предприятия, медицинские, военные и научные организации.
Получить кадетское образование могут ученики 7‑11‑х классов, а ознакомиться с инженерными, научно-технологическими, медицинскими и IT-специальностями - учащиеся 10‑11‑х классов.
Для того чтобы попасть в медицинский, инженерный или академический класс, вступительные испытания проходить не нужно. В эти классы зачисляют школьников, которые демонстрируют высокие достижения по предметам, соответствующим выбранному профилю, а также активно участвуют в олимпиадах и научно-практических конференциях.
Обучение в таких классах заканчивается предпрофессиональным экзаменом. Он состоит из двух частей: теоретической и практической. Школьники должны продемонстрировать навыки использования высокотехнологичного оборудования, умение проводить исследования и представлять их результаты.
Выпускники, хорошо сдавшие предпрофессиональный экзамен, а также ставшие участниками городских научно-практических конференций, победителями или призерами предпрофессиональной олимпиады, получают до 10 дополнительных баллов при поступлении в вузы-партнеры.
Предпрофессиональные классы - часть единой образовательной системы, которую выстраивают в столице.
Для того чтобы обеспечить высокий уровень подготовки выпускников, планируется разработать стандарт московской старшей школы. Он подразумевает создание современного образовательного пространства, реконструкцию старых зданий школ, закупку нового лабораторно-исследовательского оборудования.
Реализуемые проекты отражаются на результатах московских школьников.
Учащиеся 228 московских школ завоевали 946 дипломов победителей и призеров заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников (ВОШ) в 2019 году. Это 42 процента от общего количества победителей и призеров заключительного этапа этой олимпиады по всей стране.
- В Москве существует 18 детских технопарков, - отметил Сергей Собянин. - Они оснащены самым современным оборудованием, которого порой нет и в наших университетах. И это, конечно, площадки, на которых школьники действительно получают уникальные знания и навыки будущей профессии.
Кроме того, на ВДНХ открыта площадка, где можно получить новую профессию, пройти переподготовку и ознакомиться с последними требованиями работодателей по 40 самым востребованным профессиям.
- Мы решили построить «Техноград», взяв за основу 40 самых востребованных профессий - современных профессий, рабочих - в Москве, создав идеологию совместно с ведущими предприятиями в этой отрасли, взяв их техническое задание, их требования, их педагогов. И такой «Техноград» был создан на ВДНХ, желающие обучаются в нем по 700 программам, 40 профессиям. Это целый город, в который приезжают для ознакомления с профессиями школьники и люди любых возрастов, которые хотят получить современную профессию, - уточнил Сергей Собянин.
Опыт Москвы в сфере образования планируется применять в других регионах, отметил министр просвещения России Сергей Кравцов.
- Большая часть работы по профориентации начинается в школе, и нам предстоит поднять ее на качественно новый уровень. Необходима помощь школам в организации более тесного сотрудничества с предприятиями, учреждениями. Также потребуется провести анализ методик преподавания отдельных учебных предметов в русле общего повышения значимости практического применения полученных школьниками знаний - это, кстати, является одним из важнейших условий улучшения результатов России в международном исследовании PISA.