Объем средств, предусмотренный бюджетом города Департаменту образования и науки города Москвы на 2020 год, в том числе на реализацию мероприятий государственной программы «Столичное образование», составляет 375,8 млрд рублей.
Необходимо отметить, что расходы Департамента образования и науки города Москвы в рамках реализации мероприятий данной программы в полной мере соответствуют ситуации в финансово-бюджетной сфере города Москвы и России в целом и достаточны для решения проблем социальной важности, а также обеспечивают возможность реализации мероприятий с учетом принятых городом расходных обязательств.
Бюджет образования Москвы направлен на обучение подрастающего поколения, что является залогом успешного развития экономики города в будущем. В общем объеме средств, предусмотренных на 2020 год, более 75% будет направлено непосредственно на обеспечение предоставления образования воспитанникам дошкольных групп, школьникам и студентам в государственных, муниципальных и частных образовательных организациях. В бюджете на 2020 год предусмотрены средства на обеспечение принятых городом решений по индексации нормативов финансирования предоставления образования.
В среднем нормативы финансирования повышены на 8‑10%, что в денежном выражении составляет 10‑15 тысяч рублей на каждого ребенка в год. Увеличение нормативов предусмотрено в размерах, превышающих ежегодные темпы инфляции, и в полной мере обеспечивает выплату заработной платы педагогическим работникам в установленных размерах, всестороннее обеспечение образовательного процесса и безопасных условий пребывания обучающихся и работников.

​Численность обучающихся ежегодно увеличивается, и в бюджете города на это также предусмотрены соответствующие средства.

Кроме этого, в бюджете предусмотрены средства на снижение возраста приема детей в дошкольные группы и связанное с этим увеличение численности детей, которым предоставлено дошкольное образование.
В бюджете образования Москвы на 2020 год учтено выравнивание финансирования частных школ с государственными, что позволяет сделать еще более равными стартовые финансовые возможности учеников при получении образования, а для школ способствует повышению конкуренции между школами за наиболее полное удовлетворение образовательных потребностей обучающихся и их семей.
Нельзя не заметить, что Москва активно развивает и внедряет городские проекты. Одним из проектов, которому уделено особое внимание, является «Школа старшеклассников». Программа реализуется на базе крупных образовательных комплексов. Здания трансформируются под потребности учеников старших классов.
Развитие системы образования невозможно без должного инвестирования в материально-техническую базу школ, которое оказывает влияние на развитие творческих способностей и профессионализма обучающихся. Решение этой задачи находит отражение в бюджете города - на развитие материально-технической базы образовательных организаций Департаменту образования и науки дополнительно предусмотрено на 2020 год более 35 млрд рублей.
Совершенствование материально-технической базы является важнейшим фактором формирования нового качества экономики и общества. С этой целью бюджетом города предусмотрено дальнейшее развитие предпрофессионального обучения за счет создания на базе образовательных организаций медицинских классов, IT-классов, инженерных и академических классов.
Актуальным требованием современного рынка труда является получение школьниками новых базовых знаний и умений, соответствующих вызовам времени. Это предъявляет особые требования к предпрофессиональной подготовке: она должна иметь опережающий характер, ориентироваться не на сегодняшнее состояние, а на профессии будущего. Новые компетенции, отражающие изменения в технологическом укладе, должны получаться уже на средней ступени образования.
По программам предпрофессионального обучения школьник получает умения и навыки, необходимые для продолжения получения образования по выбранной специальности в вузе. Важно отметить диагностическую, профориентационную роль предпрофессионального обучения. Школьник детально знакомится с выбранной профессией, пробует свои силы в овладении необходимыми навыками. Это дает ему возможность оценить свою готовность к профессиональному обучению и скорректировать свою образовательную траекторию.
Это действительно интересно, актуально и современно, а также позволяет подготавливать квалифицированных специалистов и дает возможность научно-технического развития. Именно поэтому качественное образование высоко ценится на рынке труда и способно создать условия для конкуренции города Москвы с системами образования передовых стран.
Одной из современных разработок, которая существенно упростила жизнь всем участникам образовательного процесса, а также дала дополнительные возможности для развития и получения более качественного образования, стала Московская электронная школа - проект, который сочетает в себе традиционное образование и цифровые технологии. За счет этого теперь можно учиться по-новому. МЭШ обладает такими сервисами, как электронные учебники и тесты, интерактивные панели с сенсорными экранами, а также интерактивные сценарии уроков, электронные дневники и журналы.
Для детей МЭШ стала отличным способом получения доступа к уникальной базе знаний, предоставила возможность использовать ее в любое удобное время. Ведь здесь собрана библиотека всевозможных учебных пособий, которая позволяет учиться детям в максимально соответствующей их интересам среде. По сути своей МЭШ - это целая система сервисов, позволяющая меньше беспокоиться о ребенке. Ежедневно родители получают отчет о посещении школы детьми, что решает вопрос безопасности.
В целях развития МЭШ бюджет города сохранил преемственность прошлых лет по поощрению учителей, активно участвующих в его развитии. Так, в бюджете предусмотрены средства на выплату надбавки к заработной плате московским учителям, работающим с электронными технологиями МЭШ, в размере 10 тысяч рублей ежемесячно и грантов за разработку востребованного образовательного контента в размере от 50 до 300 тысяч рублей.
Качество предоставляемого образования ежегодно подтверждается результатами московских школьников и студентов на заключительном этапе Всероссийской олимпиады школьников, международных олимпиадах, национальных и международных чемпионатах профессионального мастерства.
Никто не будет спорить, что вложения в образование - это долгосрочные инвестиции в человеческий капитал, в развитие города, в качество жизни его жителей. Ведь буквально через 5‑10 лет сегодняшние школьники и студенты, получив соответствующие специальности, придут в экономику города, и их успешность и готовность работать в условиях будущего напрямую зависят от вложений настоящего.

Мы должны системно повышать норматив подушевого финансирования школьников и дошкольников. Мы такое решение приняли и закладываем в бюджете повышение подушевого финансирования. Более того, я считаю, что это необходимо делать ежегодно исходя из инфляции и возможностей городского бюджета.

Я встречался с директорами школ, они предложили создать новый стандарт - стандарт московской старшей школы, который предусматривал бы оснащение учебных заведений новым оборудованием, реконструкцию старых корпусов, модернизацию этого звена. И конечно, создание новых, современных программ.

Сергей Собянин, выступление на городском открытом августовском педагогическом совете 2019 года

Олег ЯКОВЛЕВ,
начальник ГКУ ЦФО ДОНМ