…Прохожу по школьному коридору, слышу спокойный, доброжелательный голос учителя из-за приоткрытой двери кабинета, где занимается математикой мой 8‑й «Б». И в очередной раз, улыбнувшись, отмечаю для себя, как уже четвертый год ладит Ирина Николаевна с многочисленным, шумным классом (27 человек, и 17 из них - мальчишки!).
Ирина Николаевна Беспалова. Следуя правилам педагогической этики, так теперь обращаюсь к бывшей ученице нашей школы Ирочке Шлыковой. Кажется, совсем недавно она сама была школьницей (в 2007 году получила аттестат о среднем образовании), а вот теперь - учитель. И сегодня уже никто из родителей моих подопечных не задается вопросом, сможет ли Ирина «держать» класс, сумеет ли правильно и доходчиво объяснить сложный материал. Она может. Наверное, еще и потому, что сама мама двоих замечательных детишек - старшая дочка учится в начальной школе, а младший сынишка посещает детский сад.
За плечами Ирины Николаевны Новосибирский государственный педагогический университет, Институт физико-математического и информационно-экономического развития, который она окончила в 2015 году. Кстати, следует отметить, что начала работать юная учительница в нашей школе, будучи студенткой последнего курса, в 2014 году. Уже тогда все сомнения рассеялись - «вернусь работать только в свою школу!». Другого решения и быть не могло! Теперь она учила детей всерьез, а не «понарошку», как в школьные годы. Традиционными для старшеклассников нашей школы были недели доверия, когда под руководством опытных педагогов ребята могли пробовать себя в качестве учителей-предметников, завучей, директора и других работников школы. Своего рода деловая игра, в которой участвовали все желающие, с 9‑го по 11‑й класс. Ирина, начиная с 9‑го класса, не пропустила ни одной такой недели, не упустила свой шанс. И, конечно, сегодня ни о чем не жалеет - очень любит свою работу, находит время для каждого, уважает в любом ученике человека, что очень ценно и важно.
Ирина Николаевна стала участницей традиционного районного конкурса учительского мастерства «Учитель года». Мне посчастливилось увидеть этого педагога в другой обстановке, в чужой школе, во время общения с незнакомыми ей учениками. И снова была приятно удивлена: будто бы и не были незнакомыми ей ребята, она смогла прийти с ними к взаимопониманию, держалась уверенно. А в своей школе дети держали за нее кулачки, желали только победы, удачи и везения. Терпеливо ждали уроков математики именно с Ириной Николаевной.
Как же определить роль и место учителя в век информационных технологий? Насколько важен он в образовательном процессе сегодня?
Утвердительный ответ подсказывает Дмитрий Лихачев: «Учитель должен быть свободен, как поэт, художник, рассказывать о том, что знает и любит сам, а не выполнять указания, данные кем-то со стороны или свыше. Только в этом случае он станет полностью духовным наставником молодежи, независимо от того, какой он предмет преподает - химию, физику, литературу или историю».
Десятки детских открытых глаз, внимательных взглядов заставляют принимать ежедневно правильные решения, нести ответственность за комфортную атмосферу в классном коллективе, постоянно учиться самому, причем не только предмету, но и толерантности, любви, взаимопониманию. С любви и уважения к ученику начинается настоящий учитель. Поскольку, как справедливо подметил Мишель Монтень, «чтобы обучить другого, требуется больше ума, чем для того чтобы научиться самому».
Желаю Ирине Николаевне, пока еще начинающему, молодому педагогу, стать Учителем с большой буквы.

Елена МАЛЯВКО, учитель русского языка и литературы чикской средней школы №7 Коченевского района Новосибирской области