​Если ребенок не может учиться так, как мы учим, может быть, мы должны учить так, как он умеет…
Игнасио Истрада


В колледже №20 с 2012 года успешно реализуется система обучения лиц с инвалидностью с учетом особых образовательных потребностей ребят. Образовательные программы среднего профессионального образования, профессионального обучения и дополнительного образования для лиц с инвалидностью реализуются с применением дистанционных образовательных технологий.
В колледже сформирована электронная информационно-образовательная среда, предоставляющая возможность для максимально успешного освоения образовательных программ. Учебные занятия проводятся в формате вебинаров в on-line режиме в малокомплектных группах с использованием виртуальной платформы, адаптированной под ограниченные возможности здоровья ребят. Дистанционное взаимодействие преподавателя со студентом включает учебные занятия, проектную деятельность, конкурсные работы, индивидуальные консультации как для обучающихся, так и для их родителей. С 2017 года на сайте колледжа функционирует виртуальная родительская гостиная, основная цель которой постоянное общение с родителями обучающихся с ОВЗ. Для организации внеурочной деятельности, в том числе и самостоятельной работы студентов, а также для осуществления контроля за индивидуальными результатами обучающихся в колледже используется модульная объектно-ориентированная динамическая обучающая среда CDO Moodle. Для ребят, находящихся на лечении или реабилитации, есть возможность of-line просмотра видеозаписей учебных занятий.
На сегодняшний день 116 студентов с инвалидностью осваивают в колледже основные образовательные программы по востребованным на рынке труда профессиям и специальностям СПО. Почти все ребята, обучающиеся с применением дистанционных технологий, страдают тяжелыми нарушениями опорно-двигательного аппарата (инвалиды-колясочники), осложненными формами соматических заболеваний. До прихода в колледж ребята получали общее образование на дому. Использование современных образовательных технологий в колледже, гибкого формата образовательной среды в сочетании с педагогическим мастерством преподавателей и специалистов, осуществляющих комплексное сопровождение, дало этим ребятам уникальную возможность получения профессионального образования в условиях активной студенческой жизни.
За годы студенчества ребята участвуют в конкурсах профессионального мастерства, олимпиадах, проводят авторские мастер-классы, записывают сольные партии в звукозаписывающей студии колледжа, устраивают виртуальные вернисажи живописных работ, виртуальные презентации музея винтажной вычислительной техники, реальные выезды в поисковые экспедиции по местам боевой славы и многое-многое другое.
Опыт нашего колледжа в обучении лиц с инвалидностью посредством включения ребят в современный образовательный формат, адаптированный под особые образовательные потребности каждого обучающегося, доказывает, что на сегодняшний день не осталось барьеров в получении профессионального образования для всех желающих, вне зависимости от степени их физической мобильности.
В процессе обучения ребята имеют возможность осваивать и программы дополнительного образования с применением дистанционных технологий, полезные им в дальнейшей трудовой деятельности, например «Основы веб-разработки», «Создание собственного сайта», «Разработка интерфейса мобильного приложения». С 2019 года ряд программ профессионального обучения для школьников также реализуется с применением дистанционных технологий.

Наталья ВОЛКОВА, заведующая Центром дистанционного и инклюзивного профессионального образования лиц с инвалидностью и ОВЗ КАИТ №20