Для каждого обучение - это интеллектуальное развитие и приобретение профессиональных навыков.
На вопрос «Что для вас было самым сложным в течение первого семестра при адаптации?» студенты отвечают:
- новые требования к обучению - 40%;
- вхождение в коллектив - 15%;
- новые условия - 10%.
При возникновении трудностей студенты обращаются:
- к родителям - 35%;
- к классному руководителю - 20%;
- к психологу - 10%;
- считают, что справятся самостоятельно - 35%.
Важно продолжать заниматься любимыми делами (спортом, хобби, творчеством), это поможет развить творческий потенциал и даст возможность на некоторое время переключиться с обучения, снять эмоциональное напряжение. Общение со старыми друзьями, которые могут выслушать в нужный момент, или активные формы досуга также позволят сбросить напряжение, переключиться и восполнить ресурсы.
Участие в жизни колледжа, его мероприятиях, посещение кружков, секций даст возможность развиваться творчески, расширить кругозор, активно и весело провести время, познакомиться с ребятами из других групп, курсов.
Родители могут быть положительным ресурсом для студента и его успешной адаптации в случае доверительных, открытых отношений, которые обеспечивают ему стабильность и безопасность. Первокурсник знает, что в сложной для него ситуации он может обратиться к родителям, которые выслушают его, найдут слова поддержки, дадут совет.
Адаптация будет успешной, если совместить общие усилия обучающегося, его личный потенциал, необходимые для него ресурсы, поддержку родителей, профессиональные компетенции классного руководителя, педагогов, педагога-психолога, социального педагога, специальные мероприятия для более быстрой и успешной адаптации к новым условиям обучения, коллектива, новому этапу в жизни. Все это необходимо выполнять с учетом возрастных особенностей студентов первого курса, сбора данных в ходе разговора с родителями при личной беседе. Кроме того, необходимо проводить встречи с родителями с целью дать всю необходимую информацию, а также тематические классные часы в сентябре - октябре, направленные на адаптацию внутри группы, привыкание к новым требованиям в обучении, принятому распорядку дня в коллеже и внутренним правилам.

Елена КРЮЧКОВА,
педагог-психолог экономико-технологического колледжа №22

Рекомендации педагогам по адаптации студентов первого курса

1. Создать у студентов адекватное представление о выбранной профессии, помочь осознать ее общественную значимость, актуальность, сформировать положительное отношение к ней; показать на примере, в чем превосходство этой профессии перед другими.
2. На первых занятиях ознакомить студентов с системой обучения в колледже и требованиями к уровню знаний, специфике обучения, ее отличиях от школьной, довести до каждого студента понятие дисциплины.
3. Изучив документы студента, найти ответственное занятие для каждого обучающегося, где раскроются его способности, и которое он будет выполнять с удовольствием.
4. Для успешной адаптации постарайтесь обеспечить студентам возможность занять достойное место в коллективе (через поручения, поощрение малейших успехов, поиск и развитие способностей). Проявляйте и подтверждайте свое доверие к студенту, давая ответственное поручение или выступление от лица коллектива.
5. Выявляйте студентов, нуждающихся в психологической помощи; доводите это до сведения психолога, совместно с психологом составляйте план проведения индивидуальных консультаций.
6. Ознакомьте студентов с памятками для первокурсников (по выполнению самостоятельной работы, как слушать и писать лекции).
7. Вовлекайте студентов в общественную жизнь колледжа, в работу по самоуправлению.
8. Во внеурочное время проводите в группе совместные мероприятия, нацеленные на ее сплочение, создание комфортной психологической среды в студенческом коллективе и облегчение таким образом процесса адаптации студентов к новым для них социальным условиям.
9. Учитывайте индивидуальный подход к студенту при опросе с учетом психологических и возрастных особенностей.
10. Не сравнивайте между собой студентов, хвалите их за успехи и достижения. Подход к анализу поведения студентов не должен носить оценочный характер, нужно находить положительные и отрицательные моменты поступков и предлагать альтернативные способы поведения.
11. Используйте способы воздействия на мотивационную сферу студента: проблемное обучение (само­анализ покажет студенту эффективность его деятельности и поможет самостоятельно выявить свои сильные и слабые стороны по предмету).