По семейным обстоятельствам

- Статьей 128 Трудового кодекса РФ предусмотрено, что по семейным обстоятельствам и другим уважительным причинам работнику по его письменному заявлению может быть предоставлен отпуск без сохранения заработной платы (за свой счет), продолжительность которого определяется по соглашению между работником и работодателем.
Таким образом, за работодателем закреплено право, а не обязанность предоставить такой отпуск. Поэтому администрация школы может и отказать в предоставлении отпуска за свой счет учителю.
Но законодатель обязывает работодателя предоставлять отпуск без сохранения заработной платы по первому требованию на основании письменного заявления работника:
- участникам Великой Отечественной войны - до 35 календарных дней в году;
- работающим пенсионерам по старости (по возрасту) - до 14 календарных дней в году;
- родителям и женам (мужьям) военно­служащих, сотрудников органов внутренних дел, федеральной противопожарной службы, таможенных органов, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, погибших или умерших вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы (службы), либо вследствие заболевания, связанного с прохождением военной службы (службы), - до 14 календарных дней в году;
- работающим инвалидам - до 60 календарных дней в году;
- работникам в случаях рождения ребенка, регистрации брака, смерти близких родственников - до 5 календарных дней;
- в других случаях, предусмотренных Трудовым кодексом РФ, иными федеральными законами либо коллективным договором.
Обращаем внимание, что в ст. 128 ТК РФ нет уточнения, в календарном или рабочем году должно предоставляться определенное количество дней отпуска. Минтруд России в своем письме от 6.10.2016 №14-2/ООГ-8948 посчитал, что имеется в виду последний. Ведомство сослалось на Правила об очередных и дополнительных отпусках, утвержденные НКТ ССР 30.04.1930. Они действуют в части, которая не противоречит ТК РФ. Рабочий год составляет 12 полных месяцев. Отличие от календарного в том, что каждый рабочий год начинается не с 1 января, а со дня, когда сотрудник поступил на работу к конкретному работодателю.
Также в соответствии со ст. 263 ТК РФ работнику, имеющему двух или более детей в возрасте до 14 лет, работнику, имеющему ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет, одинокой матери, воспитывающей ребенка в возрасте до 14 лет, отцу, воспитывающему ребенка в возрасте до 14 лет без матери, коллективным договором могут устанавливаться ежегодные дополнительные отпуска без сохранения заработной платы в удобное для них время продолжительностью до 14 календарных дней.

Я остаюсь!

- Вправе ли работник отозвать свое заявление об увольнении по собственному желанию в последний день работы?

- Часть 4 ст. 80 Трудового кодекса РФ четко предусматривает, что до истечения срока предупреждения об увольнении работник имеет право в любое время отозвать свое заявление. Увольнение в этом случае не производится, если на его место не приглашен в письменной форме другой работник, которому в соответствии с Трудовым кодексом РФ и иными федеральными законами не может быть отказано в заключении трудового договора.
Верховный суд РФ не раз высказал свое мнение по этому вопросу (определение ВС РФ от 31.05.2013 №5‑КГ13-43, определение ВС РФ от 10.08.2012 №78‑КГ12-10): работник вправе отозвать заявление об увольнении по собственному желанию вплоть до окончания дня, которым оформляется прекращение трудовых отношений, независимо от режима работы организации, поскольку в ст. 80 ТК РФ не конкретизировано, когда заканчивается течение срока предупреждения работником работодателя о его намерении уволиться в том случае, если в последний день работы работник по каким-либо причинам отсутствовал на работе.
Для определения момента, с которым закон связывает прекращение течения срока, когда работник может отозвать свое заявление об увольнении по его инициативе, следует руководствоваться нормами ст. 14 ТК РФ об исчислении сроков, в соответствии с которой течение сроков, с которыми закон связывает возникновение трудовых прав и обязанностей, начинается с календарной даты, которой определено возникновение указанных прав и обязанностей.

Доказательства лицензии на вычет

- Хочу оформить получение социального налогового вычета в связи с оплатой мной обучения моего сына. Достаточно ли указания в договоре на оказание платных услуг сведений о лицензии на осуществление образовательной деятельности для подтверждения налоговой службе, что обучение проходит в образовательной организации, действительно имеющей лицензию?

- В настоящее время в соответствии с подп. 2 п. 1 ст. 219 Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ) при определении размера налоговой базы по налогу на доходы физических лиц (далее - НДФЛ) налогоплательщик имеет право на получение социального налогового вычета, в частности, в сумме, уплаченной налогоплательщиком-родителем за обучение своих детей в возрасте до 24 лет, налогоплательщиком-опекуном (налогоплательщиком-попечителем) за обучение своих подопечных в возрасте до 18 лет по очной форме обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, - в размере фактически произведенных расходов на это обучение, но не более 50 000 рублей на каждого ребенка в общей сумме на обоих родителей (опекуна или попечителя).
Согласно абз. 3 данного подпункта указанный налоговый вычет предоставляется при наличии у образовательного учреждения соответствующей лицензии или иного документа, который подтверждает статус учебного заведения, а также представлении налогоплательщиком документов, подтверждающих его фактические расходы на обучение.
Следовательно, обязанность по подтверждению факта осуществления расходов на обучение в образовательном учреждении НК РФ возложена на налогоплательщика.
В письме ФНС России от 13.09.2018 №БС-2-11/1552@ о подтверждении статуса учебного заведения в целях получения социального вычета по НДФЛ на обучение разъяснено следующее.
На основании п. 1 ст. 91 Федерального закона от 29.12.2012 №273‑ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Закон об образовании) образовательная деятельность подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности.
Согласно п. 5.11 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28.07.2018 №885, полномочия по лицензированию образовательной деятельности возложены на Федеральную службу по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор).
При этом информация, относящаяся к осуществлению лицензируемой деятельности, включая сведения из реестра лицензий, размещается в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на официальном сайте лицензирующего органа, а также в федеральной государственной информационной системе «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» (далее - ФГИС «Портал госуслуг») в соответствии с п. 24 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28.10.2013 №966.
Кроме того, ст. 29 Федерального закона от 29.12.2012 №273‑ФЗ установлено, что образовательные организации обеспечивают открытость и доступность информации о лицензии на осуществление образовательной деятельности (с приложениями) посредством ее размещения в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе на официальном сайте образовательной организации в сети Интернет.
В то же время необходимость включения сведений о лицензии на осуществление образовательной деятельности (наименования лицензирующего органа, номера и даты регистрации лицензии) в договор на оказание платных образовательных услуг установлена п. 12 Правил оказания платных образовательных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 15.08.2013 №706.
Таким образом, указание в договоре на оказание платных образовательных услуг сведений о лицензии образовательного учреждения является для налоговых органов достаточным доказательством наличия такой лицензии у данной образовательной организации.
Вместе с тем в случае отсутствия таких сведений в договоре на оказание платных образовательных услуг налогоплательщик в качестве подтверждения статуса образовательного учреждения вправе представить, к примеру, копию лицензии данного учебного заведения, распечатанную с его официального сайта, с официального сайта Роспотребнадзора либо из ФГИС «Портал госуслуг».

Неправильные записи

- Можно ли исправить ситуацию, возникшую в связи с отказом пенсионных органов засчитывать в стаж для досрочной пенсии время работы в должности с неправильным наименованием, без обращения в суд?

- В вашем случае все будет зависеть от того, сохранились ли документы, подтвержда­ющие работу в должности с правильным наименованием за рассматриваемый период. При этом, даже если такие документы не сохранились, вопрос можно решать и в судебном порядке.
В разделе «Наименование должностей» Списка, утвержденного постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 №781 (действует и в настоящее время), перечислены должности согласно их нормативному наименованию.
Все неправильные трактовки должностей в трудовых книжках, к сожалению, приводят к отказу пенсионных органов в зачете в стаж для досрочной педагогической деятельности периодов работы в должностях с неправильным наименованием.
Кадровые службы не всегда успевали вовремя изменить наименование должности в трудовой книжке на нормативное.
В подобных ситуациях необходимо уточнить наименование должности согласно первичным документам учреждения по учету труда и заработной платы, в том числе по штатному расписанию, и при необходимости внести изменения в трудовую книжку.
Правилами ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей (утверждены постановлением Правительства РФ от 16.04.2003 №225) установлено, что в случае выявления неправильной или неточной записи в трудовой книжке сведений о работе, несоответствия записи о наименовании профессии или должности фактически выполнявшейся работе исправления в трудовой книжке производятся администрацией того предприятия, которое внесло соответствующую запись.
Исправления в записи могут быть внесены только за тот период, который подтверждается документами. Отсутствие документальных данных исключает внесение исправлений в сведения о работе.
Если не осталось никаких свидетельств трудовой деятельности работника, содержащих правильное наименование должности, то отказ пенсионных органов засчитать указанные периоды в стаж для досрочной педагогической пенсии можно оспорить в судебном порядке. Положительные решения по этому поводу в судах существуют.
Постановление пленума Верховного суда РФ от 11.12.2012 №30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» закрепило эту положительную практику.
Так, в п. 16 отмечено, что вопрос о тождественности выполняемых истцом работ, занимаемой должности, имеющейся профессии тем работам, должностям, профессиям, которые дают право на досрочное назначение пенсии по старости, решается судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и имеющимся профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т. п.). При этом установление тождественности различных наименований работ, профессий, должностей не допускается.
Таким образом, вышеназванное разъяснение однозначно указывает судам, что вопрос о тождественности выполняемых функций, условий и характера деятельности тем должностям, которые дают право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, может быть решен судом в случае неправильного наименования работодателем должностей, которые не содержатся в нормативных правовых актах.