Как сторонник слогана «Нет стрессу на пустом месте», а также как практик работы с детьми младшего школьного возраста, я абсолютно уверена, что разумная подготовка к ВПР четвероклассников необходима. Само название «проверочная работа» предполагает определенный контроль. И ребенок, и взрослый, ожидающие проверку своей деятельности, будут испытывать волнение. А когда мы волнуемся? Правильно, когда нас ждет что-то непонятное. Тогда давайте сделаем непонятное объяснимым, непривычное - рядовым. Речь идет не только о содержании. Здесь я согласна с авторами ВПР, что ребенок, успешно обучающийся в течение четырех лет, может справиться с заданиями без особого напряжения. Но вот такие стороны мониторинга, как непривычный формат работы, ограниченность во времени при визуально огромном количестве заданий, своеобразие формулировок, особенно по окружающему миру, непонимание системы оценивания могут негативно сказаться и на психике десятилетних детей, и на результатах, а следовательно, и на самооценке. Это значит, что вопрос разумной подготовки встает с особой остротой.
На сайте Федерального института оценки качества образования (fioco.ru/obraztsi_i_opisaniya_proverochnyh_rabot_2020) опубликованы образцы и описания проверочных работ для проведения ВПР в 2020 году. Опытный учитель в первую очередь отправится по этому адресу для ознакомления с информацией. А вот начинающим педагогам и родителям этот адрес надо подсказать. Но обо всех побеспокоилось издательство «Экзамен», которое выпустило три новых пособия для подготовки к ВПР в 4‑х классах по русскому языку, окружающему миру и математике. Эти пособия полностью соответствуют новым образцам и описаниям проверочных работ для проведения ВПР в 2020 году. Пособия получили рекомендацию ­ФИОКО.
Каждое пособие имеет схожую структуру и начинается с инструкции по выполнению работы. Это позволяет в спокойной обстановке уточнить с каждым ребенком особенности проведения ВПР по предмету и ответить на его вопросы.
В каждом пособии издательства «Экзамен» представлено 10 вариантов работ, соответствующих критериям проведения ВПР в 2020 ­году. Этого количества вполне достаточно, для того чтобы систематизировать изученный ранее материал, выявить проблемные точки, отработать их и вместе с тем не ступить на кривой путь натаскивания на определенные задания.
Несомненным плюсом пособий является заявленный формат, выполненный по аналогии с предстоящей детям работой. Учитель может вынуть из книги страницы любого варианта, и у ребенка в руках окажутся бланки, которые он получит на ВПР.Одна-две тренировки позволят детям привыкнуть к новым формам, требованиям к оформлению работы, что, безусловно, будет способствовать снижению напряженности во время ее выполнения.
Отличным подспорьем и для учителя, и для заинтересованного родителя будет раздел с ответами к каждому варианту. Готовые ответы позволят не только проконтролировать правильность выполнения, но и дадут образцы рассуждения.
Во всех трех пособиях издательства «Экзамен» на примере одного из вариантов представлена система оценивания проверочной работы по каждому предмету. Четкое понимание критериальности позволит учителю не допустить учебной перегрузки.
Обратимся к пособию Л.Ю.Ко­мис­саровой «Русский язык. ВПР, 4 класс. Типовые задания», издательство «Экзамен». Напомню, работа по русскому языку для четвероклассников состоит из двух частей и включает в себя 15 заданий. Для каждой части заданий будет свой день и 45 минут на выполнение.
Часть 1 содержит три задания: диктант (задание 1) и два задания по написанному тексту. Учитель почерпнет для себя в пособии 10 новых текстов диктантов, которые может использовать на уроках в качестве предупредительных, проверочных и контрольных работ. Следует отметить еще одно неоспоримое достоинство пособия: все тексты и задания полностью соответствуют ФГОС НОО, а все формулировки аналогичны тем, которые будут предложены учащимся в ходе выполнения работы. Кстати, небольшой бонус: в этом же пособии в помощь учителю в разделе приложений опубликована методика проведения диктанта.
Задания 2 и 3 проверяют умение распознавать однородные члены предложения, главные члены предложения и изученные части речи.
Оставшиеся 12 заданий (часть 2) выполняются в другой учебный день.
Задание 4 направлено на проверку умения распознавать правильную орфоэпическую норму. Подбор автором пособия наиболее употребляемых и вместе с тем вызывающих затруднения в правильном произношении слов способствует формированию коммуникативных универсальных учебных действий. Для тренировки автор предлагает определить ударение, например, в таких словах: включит, ожила, документ, издавна, досуг, жаворонок, квартал и др.
Задание 5 проверяет умение классифицировать согласные звуки в результате частичного фонетического анализа.
Задания 6-14 строятся на основании адекватного понимания обучающимися текстовой информации. После самостоятельного чтения текста четвероклассники должны сформулировать в письменном виде его основную мысль (З.6); составить план текста (З.7); задать вопрос по тексту для определения понимания его содержания (З.8); распознать и объяснить значение конкретного смысла слова исходя из контекста (З.9); подобрать синоним к указанному слову (З.10); проанализировать морфемную структуру слова (З.11); проанализировать грамматические признаки имени существительного, имени прилагательного, глагола (З.12-14).
Для приобретения данных умений автор пособия предлагает 10 интересных текстов по мотивам произведений таких авторов, как А.Барков, В.Крапивин, Е.Пермяк, В.Драгунский, Г.Скребицкий и др.
Задание 15 предполагает выявление умения на основе содержания пословицы и собственного жизненного опыта определять конкретную жизненную ситуацию, а также умения строить письменную речевую фразу.
Под редакцией И.В.Ященко, Г.И.Вольфсона, И.Р.Высоцкого в издательстве «Экзамен» вышло учебное пособие «Математика. 4 класс. ВПР. Типовые задания». Авторы пособия - хорошо известные и авторитетные эксперты в своей предметной области. Каждый из 10 вариантов состоит из 12 заданий, соответствующих образцам и описанию ВПР-2020.
Задания 1, 2 и 7 позволят ребятам потренировать свои арифметические способности. Учитель может включать данные задания в урок в различных формах: устный счет, математический диктант и др.
Задания 3 и 8 проверяют умение решать арифметическим способом (в одно-два действия) учебные задачи и задачи, связанные с повседневной жизнью. Задание 4 выявляет умение читать, записывать и сравнивать величины (время). Умение исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры проверяется заданием 5. Овладение основами логического и алгоритмического мышления контролируется заданиями 9 и 12.
Задание 10 учит извлекать и интерпретировать информацию, представленную в виде текста, строить связи между объектами. Задание 11 предполагает описание взаимного расположения предметов в пространстве и на плоскости.
Таким образом, пособие по математике полезно и учителю для обогащения своих уроков, и ученику для самостоятельной работы с опорой на образец решения и оформления, и родителям, желающим объективно проверить уровень своего ребенка.
Но среди всех проверочных работ учителя начальных классов считают наименее предсказуемыми результаты по окружающему миру. На самом деле аналогов этой ВПР по своей масштабности, пожалуй, нет. Взамен разрозненности заданий и тестовых работ авторы издательства «Экзамен» Е.В.Волкова и Г.И.Цитович предлагают пособие «Окружающий мир. ВПР. 4 класс. Типовые задания» для системной подготовки по предмету. В соответствии с описанием и образцом ВПР-2020 в пособии представлено 10 вариантов работ. Каждый вариант состоит из двух частей (10 заданий) и предполагает временные затраты в 45 минут.
Выполняя задание 1, ребенку надо проанализировать изображение и узнать предметы, с которыми он встречается в повседневной жизни, выявляя их существенные признаки. В задании 2 представлена таблица с прогнозом погоды на три дня, содержащая часто употребляемые на информационных ресурсах и в СМИ условные обозначения. Основой задания 3 является карта материков Земли/карта природных зон России и изображения животных и растений. Такое задание проверяет сформированность первичного навыка чтения карты и дает возможность ребенку блеснуть своей эрудицией.
Задание 4, связанное с начальными сведениями о строении человека, всегда повышает активность детей. Задания 5 и 7, имея практико-ориентированный подход, помогут проверить и усвоить элементарные нормы здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде на основе построения речевых высказываний и знаково-символических изображений.
А вот основой задания 6, одного из самых сложных для младшего школьника, является описание реального эксперимента. Однако продуманная авторами поступательная методическая работа быстро научит ребенка сравнивать описанные в тексте объекты, процессы, делать вывод на основе проделанного опыта, проводить аналогии, строить рассуждения.
Задания 8-10 отражают социальный запрос к образованию. Что желает учитель ученику, а родитель ребенку? Да, найти себя в жизни. Но человек - существо социальное. Понимание социальных объектов, явлений и процессов является основой социализации обучающихся, освоения ими свойственных возрасту базовых социальных ролей, формирования основ гражданской идентичности. Авторы пособия предлагают по изображениям определить профессии людей, объяснить их ценность для общества (задание 8). С использованием календаря на 2020 год привлекают внимание детей к значимым датам, государственным праздникам (задание 9). Побуждают вспомнить культурные и исторические памятники своего региона, рассказать о традициях и славе малой родины (задание 10).
В завершение нашего обзора актуальная информация о формате проверочных работ-2020. В своем юбилейном году ВПР претерпевает некоторые изменения. Варианты будут генерироваться из закрытого банка заданий. Каждая школа получит свой индивидуальный комплект и сама выберет время для проведения проверочной работы по каждому из предметов в рамках заданных промежутков. Так, в период с 30 марта по 3 апреля и с 6 по 10 апреля четвероклассники напишут работы по русскому языку, в период с 13 по 17 апреля и с 20 по 24 апреля - по математике и окружающему миру.
Впереди два месяца. Самое время воспользоваться пособиями издательства «Экзамен» для системной подготовки к ВПР и формирования психологического комфорта для всех участников образовательных отношений.
Желаю успехов и радующих результатов!

​Ирина ДМИТРИЕВА, замдиректора по УВР гимназии №25, учитель начальных классов высшей квалификационной категории, лауреат Всероссийского конкурса «Учитель года России»-2017, Курск