Среди графиков, диаграмм, уравнений подсчетов, в изобилии презентованных на семинаре, проступила достаточно обидная для страны в целом истина - учатся в России много, но если перевести годы, потраченные на это обучение, в качество, то получается не так уж и много. По словам научного руководителя Института образования НИУ ВШЭ Исака Фрумина, Россия входит в десятку стран по уровню охвата населения средним профессиональным и высшим образованием, но при этом радикально отличается от всех стран в этой группе по производительности труда.

Именно поэтому все эксперты отмечали важность исследований в области отдачи от образования, хотя в обществе эта тема не особо обсуждается: чему и сколько учить, всех ли учить, сколько вкладывать в образование, на каком этапе трудового стажа отдача от образования максимальна, как вложения в человеческий капитал могут способствовать росту ВВП. «Доля человеческого капитала составляет почти две трети от совокупного значения мирового богатства. Даже в таких странах, как Россия, которая обладает значительным объемом природного капитала, человеческий капитал составляет почти половину совокупного богатства страны. Это самая крупная статья, большая, чем физический и произведенный капиталы. Этот вывод подтверждает то, о чем мы давно догадывались: инвестиции в человеческий капитал - это лучшее вложение, которое страна может сделать. Оно дает наибольшую отдачу», - сказал Кристофер Миллер, и. о. директора и постоянного представителя Всемирного банка в РФ.

Что касается отдачи от образования, то в разных странах она разная. Даже внутри одной страны, такой большой, как Россия, показатели существенно отличаются. По данным исследования, проведенного в 2005‑2015 годах, отдача от высшего образования в северных и восточных регионах страны выше, чем в центральных. Хотя, казалось бы, в центре, с учетом Москвы и Питера, наибольшая концентрация высших учебных заведений. Надо сказать, что и к самому образованию отношение различное у разных возрастных групп населения. Сегодня изменяется отношение к профессиональному образованию, к получению высшего образования, увеличивается интерес к кратковременным образовательным курсам. В российских регионах, например, возрастает популярность именно среднего профессионального образования, тогда как в Москве по-прежнему установка только на высшее. В Северо-Кавказском федеральном округе очень много людей с высшим образованием, но и много людей только со школьным. При этом в среднем по стране очень быстро растет доля работников с высшим образованием. Но вот что касается качества этого образования… По данным, которые привела в своем докладе Татьяна Клячко, самые «образованные» сферы (это если считать по числу лет, проведенных их работниками в обучении) - финансы и информационно-коммуникационные технологии. За ними следуют не менее «образованные» сферы госуправления, образования, социальной защиты и медицина. Правда, посетовала Татьяна Львовна, высокая отдача от этих сфер для страны не гарантирована. Как и не гарантирована выгода от инвестиций в образование в разных регионах. «Предложения по увеличению бюджетных мест в депрессивных регионах неэффективны. Люди все равно уезжают оттуда. Правда, зачастую многие разменивают свое высшее образование на значительный доход, работая, например, на буровых. Так что, обучая молодых людей в одном регионе, государство должно иметь в виду, что они могут работать и в другом регионе, и в другой сфере деятельности. В целом же, и об этом немало говорили на семинаре, люди образованные более мобильны и склонны к миграции.

Но вот что обидно - много учась и любя это дело, с возрастом мы растрачиваем полученный капитал. «В России происходит обесценивание человеческого капитала на всех уровнях образования. То, чему выучились в школе, забывается. К моменту выхода на пенсию, как правило, зарплата становится максимальной, а вот объем знаний существенно сокращается», - приводит результаты исследований старший экономист Всемирного банка Сухас Парандекар. Причины этому как внешние, связанные с общим обновлением технологий, устареванием прежней подготовки человека, так и внутренние - ухудшение умственных и физических способностей. Как этому противостоять? Стараться снизить внутреннее обесценивание, стимулировать как компании, так и индивидов, чтобы они инвестировали в образование, учить так, чтобы приобретенные навыки существовали длительное время и не теряли своего значения.

Социальные же преимущества от образования неоспоримы. С этим согласны все эксперты, исследующие человеческий капитал, инвестиции в него и отдачу от образования. Те, кто пользуются плодами образования, в дальнейшем зарабатывают больше, имеют работу, платят высокие налоги. Высокое образование способствует меньшему расслоению общества и снижению уровня преступности. Правда, по словам Харри Патриноса, менеджера глобальной практики в области образования для регионов Европы и Центральной Азии Всемирного банка, всеобщее высшее образование, в отличии от начального и среднего, сегодня необязательно, потому что уровень и качество этого образования разные, не каждому оно доступно. При этом он добавил, что основные расходы семей в этой сфере связаны в основном на подготовку к выпускным тестам и вступительным экзаменам в вузы.

«Дело не в наличии или отсутствии денег, а в отсутствии некогнитивных навыков, которые формируются на этапе дошкольного образования», - среди прочих итогов семинара резюмировал директор Центра трудовых исследований НИУ ВШЭ Владимир Гимпельсон, говоря о том, как формировать человеческий капитал. Поскольку наивысшую отдачу от образования мы получаем на раннем этапе развития ребенка, значит, первые и очень важные инвестиции в этот капитал – все-таки родительские.