Елена ТИХОНОВА, учитель начальных классов, Великий Новгород:
- Если исходить из ныне действующих программ, то с семи лет. Для шестилеток огромный объем материала станет психологической нагрузкой. Если же помечтать… Мне нравится программа английской школы. Там дети начинают обучение с пяти лет, но первые два года основу их обучения составляют знакомство с окружающим миром, с правилами уличного движения и прочий несложный материал. Это постепенная подготовка к более сложным этапам образования.

Алексей СМОЛЬЯНОВ, инженер, отец школьницы, Воронеж:
- Смотря что иметь в виду под обучением. Если заниматься с ребенком дома, учить его читать и считать, то это лучше делать сразу, как только он начнет учиться разговаривать. У меня дочка заговорила в 2,5 года, а к трем уже читала по слогам детскую азбуку и сама тянулась за книжкой. Если же говорить о школьном обучении, 6‑8 лет - это, наверное, оптимальный возраст. Сильно домашним детишкам или с ослабленным здоровьем лучше начинать с восьми лет. Им так комфортнее, будут чувствовать себя сильнее. А шустрым, активным детям можно отправляться в школу и в шесть лет, а то они дома «закисают».

Зоя КОСВЕНКО, учитель начальных классов, Санкт-Петербург:
- Думаю, что девочек вполне нормально отдавать в школу в 7 лет, а вот мальчиков, наверное, нужно приводить на год позже. Психологически они развиваются позднее. Им трудно угнаться за девочками. У меня в классе многие мальчики плакали и были растерянны в первый год обучения. Хотя это может зависеть и от того, ходили ли дети в детский сад. Сейчас из-за дефицита мест в детсадах многие дети вынуждены проводить время дома, поэтому проблемы с социализацией все острее. Да и дети очень разные. В чем-то взрослые, а в чем-то совершенные младенцы.

Мария ГОЛУБЕВА, мама троих школьников, Петрозаводск:
- Если мыслить глобально, то ребенок всегда учится, с самого рождения. Чего только стоит первый год жизни! Такого насыщенного и во многом определяющего года, наверное, в жизни каждого человека больше не будет. Мне кажется, что лет с пяти можно было бы начинать обучение в начальной школе, но без прописей, конечно, а с чтения, прогулок, общения, установки дружеских отношений в коллективе. И только к семи-восьми годам усаживать ребят за парту. В возрасте от 4,5 до 8 лет дети на самом деле интересуются всем! И танцевать, и вязать, и за цветком распустившимся ухаживать... На все хватает и сил, и желания. В эти годы особенно остро хочется, чтобы обучение было менее формализованным, более игровым и радостным... Но, конечно, это мечты. На деле в классах учатся по 30 человек, один педагог в начальной школе, вторая смена. Эта ограниченность ресурсов не дает развивать адресность и вариативность, а всякие проверочные работы и страх учителей вконец убивают и творчество, и радость. В таких условиях родители предпочитают продлевать детство и не торопиться в первый класс.