Естественно, за соблюдением требований безопасности в школе отвечают все сотрудники во главе с директором. Каждый знает свои обязанности по охране жизни и здоровья детей, алгоритм действий при любых внештатных ситуациях. Но без осознания самими учениками необходимости соблюдения правил безопасного поведения и важности этого вопроса самые увлекательные просветительские мероприятия - классные часы, беседы, учения МЧС, тренинги - окажутся безрезультатными.
Поэтому и появилась идея выяснить у обучающихся, а они-то как относятся к вопросам безопасности? Что они думают по этому поводу? Ребята живо откликнулись на наше предложение высказать свое мнение.
Обратимся к итогам детского опроса.

- Как вы понимаете значение словосочетания «безопасная школа»?
Вот некоторые выдержки из ответов (стилистика сохранена).
Безопасная школа - это:
Таисия, 10 лет:
- Школа, входя в которую вы чувствуете себя защищенным. Школа, в которой можно учиться, ничего не боясь.
Максим, 8 лет:
- Это школа, в которой нет опасностей.
Милена, 13 лет:
- Безопасная школа - это школа, в которой никто никого не обижает, дежурные учителя следят за детьми и охрана выполняет свои обязанности.
Петр, 16 лет:
- Безопасная школа - школа, в которой есть оборудование (противогазы, огнетушители) на случай пожара, есть определенная последовательность действий, чтобы обеспечить безопасность находящимся внутри в крайнем случае.
В итоге из всех ответов школьников можно сделать вывод, что безопасная школа для них - это «школа без опасностей».
Следующий вопрос, заданный детям, представлялся нам сверхважным.

- Чувствуете ли вы себя в школе защищенными?
96% детей из опрошенных уверены в своей безопасности.
Даниил, 12 лет:
- Да, чувствую. У нас есть сирены, огнетушители, безопасные выходы, хорошие охранники.
Лена, 13 лет:
- Я учусь и знаю, что вреда мне здесь не нанесут.
Алеша, 9 лет:
- В моей школе, даже если я поранюсь, мне смогут помочь. Это очень здорово!
Илья, 10 лет:
- Да, конечно! Мне очень нравится моя школа и ее организованность в плане безопасности. Вот, например, лестницы: каждая нужна либо для начальной школы, либо для движения вверх или вниз. Поначалу это никому не нравилось, но знаете, зато травм стало меньше.
Олеся, 13 лет:
- Это словосочетание у меня ассоциируется с тем, что учителя готовы посочувствовать моим проблемам и предложить помощь. Не чувствуется одиночество в стрессовых ситуациях.
В основном ребята были лаконичны, отвечая на этот вопрос «да».
Но есть дети (их 4%), которые не очень уверены в своей безопасности.
Юля, 11 лет:
- Я не могу конкретно и точно ответить на этот вопрос. Иногда я чувствую опасность, когда какие-нибудь старшеклас­сники или младшеклассники спускаются по лестнице, которая предназначена для поднятия наверх.
Маша, 15 лет:
- Наверное, да.
Дима, 14 лет:
- Слишком большая безопасность - это нехорошо, поскольку кажется, если от чего-то защищают, значит, существует угроза. Становится еще страшнее.
Даже такое небольшое количество неуверенных в своей безопасности детей обязывает нас работать над усилением мер безопасности. И мы обратились к ним с вопросом.

- Что, на ваш взгляд, нужно еще сделать, чтобы школа стала безопаснее?
78% детей считают, что ничего менять не нужно.
Алиса, 10 лет:
- Мне кажется, что моя школа безопасна и уютна.
Никита, 13 лет:
- Мне кажется, наша школа выложилась на 100%. Теперь это зависит от поведения учеников, от того, как они воспримут и поймут правила безопасности.
10% старшеклассников считают, что при входе надо установить металлоискатели.
Некоторые предложили увеличить количество камер видеонаблюдения (их 16%), поставить камеры и в учебные кабинеты, входить по карточкам и через калитку школы тоже. Младшие школьники попросили закруглить все углы, сделать полы мягкими (23%).
Многие поддерживают мнение, которое высказал один девятиклассник:
- Безопасность - сначала дисциплина, то есть «самосознание угрозы». Может, лучше следить за собой, чтобы не страдать потом?
Такое мнение поддержали очень многие ребята (79%).
Спросите, зачем нам нужен был этот эксперимент?
Отвечу. Во-первых, дети помогли нам понять, что вопросы безопасности их тоже волнуют. Во-вторых, во многом наши мнения совпадают.
И еще, мы обязательно учтем все их разумные пожелания и претворим в жизнь.
Самое главное - совместными усилиями мы сделаем нашу школу идеально безопасной!

Наталья ЛОГИНОВА,
заместитель директора школы №1415 «Останкино»