«Негативные ситуации» - звучит страшно. Для непосвященных скажу так: это все неблагоприятные факторы, которые влияют на детей, тем самым создавая неблагополучную, некомфортную атмосферу для образовательного процесса. Это могут быть разногласия со сверстниками, конфликты с учителями, родителями, всякого рода зависимости, опасные социальные связи, я уже не говорю о факторах травмирующего характера, а также об обстоятельствах, угрожающих жизни и здоровью ребенка.
Все мы знаем, что в данном вопросе «на острие атаки» находится классный руководитель. Именно он, как директор класса, лучше знает своих детей и их особенности, знает, в конце концов, что на них лучше действует и какой именно метод работы может оказать действенное влияние. Работа классного руководителя - решающий фактор для исключения всех трудностей в школьной (и не только) жизни ребенка.
В нашей школе согласно плану работы классный руководитель еженедельно проводит беседы с учащимися по различным разделам безопасности (личная безопасность, пожарная безопасность, дорожная безопасность, антитеррор). Ответственными лицами школы для каждого класса составлен журнал по технике безопасности, который как раз и включает в себя все выше перечисленные разделы. Лекции продуманны и расставлены в актуальном порядке, чтобы необходимая информация поступала в нужное время и была еще свежа в памяти каждого учащегося в нужный момент. К примеру, на последней неделе второй четверти, перед Новым годом, обязательна лекция по пожарной безопасности и правилам пользования хлопушками и пиротехникой, в сезон появления/схода льда - лекция по безопасности на воде и вблизи водоемов, перед наступлением зимы - лекция по правилам дорожного движения и безопасности вблизи проезжих частей. Разумеется, перед каждыми каникулами учащимся объясняются меры личной осторожности дома и на улице. В рамках профилактики других негативных ситуаций также проводятся лекции на тему «Интернет-зависимость», «Профилактика табакокурения и ПАВ», «Безопасность в Сети», «Толерантность», «Психологическая устойчивость перед экзаменами» и т. д.
«А откуда же берутся эти лекции?» - спросите вы. Классный руководитель, конечно, знает, как донести информацию детям, но откуда он ее берет? Он ведь не эксперт в этих вопросах, он не знает о всех негативных новшествах в молодежной среде, не специалист в пожарной безопасности, не фармаколог, чтобы рассказывать детям о влиянии на организм опасных, вредных веществ. Вот как раз здесь нам, школам, и помогает наш город. Город, используя свои ресурсы и институты, выступает в роли эксперта и наставника, создает методическую основу для работы, тем самым пополняет и специальные знания наших учителей. Расскажу подробно.
Главную помощь в профилактике негативных проявлений у обучающихся школам Москвы оказывает Городской методический центр. Методисты центра не только выступают с лекциями и семинарами для ответственных сотрудников школ, но и регулярно публикуют новые лекции, статьи и презентации на своем сайте в разделах «Профилактика негативных проявлений» и «Профилактика детского травматизма». Наши учителя постоянно обращаются к этим материалам и призывают родителей тоже пользоваться ими. Ведь воспитательная работа - это симбиоз работы школы и родителей, без этого никак. Помимо лекций и бесед для учащихся школа также регулярно проводит лекции для родителей. Для этого проводится большое количество мероприятий, такие как клубный день, информативные встречи, день открытых дверей. Много информации мы также дублируем на нашем официальном сайте, делаем ее доступной для массового пользования родителями.
Неоценимую экспертную помощь нашей школе также оказывает Экспертно-консультативный совет родительской общественности при Департаменте образования и науки города Москвы. Помимо большого количества интересных методических разработок, которыми они постоянно снабжают школу, специалисты совета по нашей заявке часто посещают нашу школу с лекциями. Самыми актуальными являются следующие темы: «Безопасный Интернет», «Подростки, которым сложно», «Профилактика табакокурения и потребления ПАВ», «Ассертивное поведение», «Профилактика интернет-зависимости», «Профилактика суицидального поведения у подростков». Самое главное, что лекции для детей и родителей имеют не обыденный характер, а способны зажечь каждого, используя для этого понятные ему слова.
Никогда не забуду лекцию одного специалиста ЭКСРО при ДОНМ, когда он вел беседу с детьми по воздействию табака и ПАВ на здоровье детей. Меня поразило то, что это человек отказался от микрофона перед лекцией с полным актовым залом детей, сказав, что он ему не понадобится. Я не думал, что это возможно, но этот человек (кстати, не педагог) целый урок держал полное внимание аудитории, доносил информацию спокойным тоном, а главное - теми словами, который понимают и воспринимают подростки! Лектор практически не уделял внимание юридическому аспекту потребления запрещенных веществ, проще говоря, «что мне будет за это?», а говорил с детьми на равных и спокойно, как эксперт, рассказывал о реальном влиянии разной «гадости» на их организм. По глазам детей и их вниманию я четко уловил, что зерно упало в благодатную почву. Дети наверняка слышали о каких-то негативных моментах раньше, но эта информация была неполной, в виде кусочков, собранных по слухам от окружающих, информацией, которую все «опускали» и старались о ней не вспоминать. Но сейчас, когда эти кусочки сложились в одно целое, когда им преподнесли реальную статистику с определенным анализом и сбором данных ученых, когда они на фотографиях увидели последствия подобных действий - вот тогда и пришло собственное понимание и осмысление. Прекрасный результат! Вот оно, сочетание профессионализма и умения работать с детьми.
В быстро меняющемся мире, когда мы, учителя, уже не в состоянии угнаться за большим количеством новинок, новшеств и веяниях в подростковой среде, которые часто приводят к формированию негативных ситуаций, ни в коем случае нельзя пренебрегать помощью и рекомендациями экспертов. Время требует современного экспертного решения поставленных задач, а московское образование - это прогрессивная площадка, использующая современные технологии, а также ресурсы города, для достижения главной цели - комфортного, безопасного и качественного обучения наших детей.

Антон ТРУСЕВИЧ,
заместитель директора школы №1537