Не только Россия, но и весь мир обеспокоен прямой угрозой жизни и здоровью молодому поколению. К сожалению, у нас сейчас в свободном доступе продаются продукты, которые во многих европейских государствах относятся к запрещенным, например энергетические напитки, снюсы, айкосы, электронные сигареты.
Достаточно прочитать хотя бы об одном-двух элементах, составляющих энергетик, чтобы понять, насколько опасно для растущего организма его употребление. Так, кофеин ускоряет пульс, снимает сонливость, активизирует мозговую деятельность, поднимает давление. Гуарана - аналог кофеина, после ее попадания в организм человек чувствует бодрость на протяжении пяти часов, но потом наваливается еще большая усталость, возможны тремор конечностей, потеря сознания. Мы рассмотрели всего лишь два компонента, входящих в состав энергетических напитков, а их там более десяти, и все вместе они представляют собой энергетическую «бомбу» для наших детей!
Однако среди молодежи, живущей в «мире хайпа», бытует мнение, что употребление стимулирующих напитков пополняет энергетические ресурсы организма. Наши подростки убеждены, что чем больше они выпивают подобных продуктов, тем более активными, творческими и сильными становятся. На самом деле энергетические напитки настолько стимулируют сосуды, эндокринную и нервную системы, что организм испытывает сильный стресс и начинает работать с повышенной нагрузкой, выбрасывая в кровь большие дозы адреналина. В таком состоянии молодой организм быстро изнашивается, резко снижается ресурс работы внутренних органов. Все чаще у молодых людей внезапно останавливается сердце - они погибают от сердечной недостаточности. Значит, задача взрослых - развеять веру детей в этот миф, вывести молодежь из заблуждения!
Второй популярный у подростков продукт - снюс, конфетки с никотином. В одной такой конфетке спрятана сила десятка сигарет. Последствия употребления снюса крайне опасны: остановка роста, повышенная агрессия, нарушение памяти, ослабление иммунитета. Кроме того, снюс содержит более 30 химических веществ с потенциальным канцерогенным эффектом! И снова мы, взрослые, терпеливо и настойчиво должны объяснять нашим детям, насколько опасно употребление этих веществ. В качестве помощника можно использовать все тот же Интернет, в котором на сегодняшний момент выложено много научно-популярных фильмов для учащихся разного возраста. Думается, что их показ заставит задуматься многих, употреблять или нет различные никотиносодержащие смеси.
Современная молодежь, у которой ряд пагубных привычек ассоциируется с «крутостью», не ставит под сомнение удачно запощенную в Интернете фотографию, считает, что самые активные новости - это твиттер-аккаунты, для них создание видеороликов на YouTube - бомбящее творчество, а их просмотр - основное времяпрепровождение. На что они тратят свободные часы? Будет ли польза от этого? Надо учить их задавать себе подобные вопросы.
Несомненно, в ловушку легко попасть, но трудно из нее выбраться! Вот тогда помощь авторитетных взрослых нужна как никогда, и очень важно, чтобы нашлись такие авторитеты, ведь зачастую подросток их не имеет, он верит только ровесникам. Это еще одна трудность, с которой приходится сталкиваться, общаясь с детьми этого возраста.
Но выход есть! Родители, семья, здоровые примеры для подражания должны воспитывать молодых граждан, приучая выживать среди соблазнов большого мира, формировать свою внутреннюю нравственную позицию. И в этом процессе борьбы за детей и становления их ранимых душ несомненным оплотом становится школа как гарант безопасной среды для обучающихся. Учителям, особенно руководителям класса, необходимо отслеживать в Интернете опасные публикации или сайты, быстро реагировать, информируя семьи, которые могут пребывать в неведении.
Очень важным видится сотрудничество с различными учреждениями (медицинскими, социальными и правоохранительными). Надо приглашать на тематические встречи со школьниками и родителями компетентных врачей, психологов, ученых для организации системной просветительской работы.
Повышая правосознание и правовую культуру воспитанников, необходимо вовлекать детей во внеурочную (техническую, проектно-исследовательскую, спортивную) деятельность, чтобы у них не оставалось времени на всякую ерунду. Не случайно в Москве организуются различные олимпиады, фестивали, конкурсы, интеллектуально-познавательные игры, такие как «Подросток и закон», «Правовое колесо», «Я и закон», «Ворошиловский стрелок», всевозможные квест-игры, направленные не только на профилактику негативных проявлений среди молодежи, но и на расширение кругозора, досуга, развитие интересов. И задача школы и родителей - использовать все современные ресурсы образовательного пространства Москвы.
Нам нужны сильные и счастливые дети!

Марина МЕЛЬНИКОВА,
старший методист школы №293 имени А.Т.Твардовского